На флоте надеются, что новый Главком возродит славные традиции русских моряков
Андрей Рискин
За пять с лишним лет командования Военно-морским флотом России бывший главком адмирал Феликс Громов не снискал особого уважения среди флотских офицеров. По крайней мере если говорить о среднем звене, к коему корреспондент "НГ" в те годы и принадлежал. Может быть, тому способствовали и объективные причины - Громову довелось командовать флотом в период, когда флот покидал "насиженные" места, теряя одну за другой базы в Прибалтике, Грузии, на Украине, в Азербайджане...
Но, убежден, дело еще и в личности главкома, старательно избегающего каких-либо политических не только осложнений, но и заявлений. Например, в дни, когда Черноморский флот раздирался политиками на части, Феликс Громов ни разу не выступил в поддержку командующих ЧФ адмиралов Эдуарда Балтина и Игоря Касатонова, пытавшихся в одиночестве бороться за сохранение флота.
Сегодня флотские офицеры надеются, что новый главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов исправит ошибки, допущенные прежним руководством флота, доведшим его до ручки и уронившим престиж флотской службы, как образно выразился один из моих сослуживцев, ниже уровня канализации. Благо, что ныне главкому и в политику вмешиваться не надо. Все, что можно, уже сдали. Главное - оставшееся не растерять. И если оценивать стиль командования Куроедова как в молодые, так и более зрелые годы, для этих надежд есть все основания.
Службу лейтенант Владимир Куроедов начал на Тихоокеанском флоте, в 47-й бригаде Охраны водного района (бригада ОВРа), дислоцирующейся на острове Русский. Командовал малым противолодочным катером. Катерок был "ущербным", переделанным из сейнера, имел на вооружении два однотрубных торпедных аппарата при полностью отсутствующей акустике. Естественно, особого командирского опыта на подобном "корвете" не приобретешь. Что, впрочем, не помешало молодому офицеру продолжить службу в отделе боевой и оперативной подготовки в штабе "Стрелок". Далее банальная для штабника ступенька служебной карьеры - офицерские классы, за которыми последовало вполне естественное повышение - должность начальника штаба в той же 47-й бригаде.
С этой должности в Академию ВМФ сам Бог велел поступать, что Куроедов и сделал. Правда, рассказывают его бывшие сослуживцы, перед самым поступлением в бригаде ЧП случилось. В "секретке" пропало совершенно новое "Наставление по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами". Известно, что главным "стрелочником" в таких ситуациях назначают начальника штаба. Вся бригада если в чем и сомневалась, так это в форме оргвыводов: с должности снимут или неполным служебным соответствием, то есть НСС в просторечии, обойдется офицер Куроедов. Про академию и не вспоминали: после такого "прокола" туда путь закрыт если не навеки, то лет на пять как минимум.
Всем то ли назло, то ли на удивление, но Куроедов в академию поступил. Хотя злополучное наставление, кстати, так и не нашли. После учебы в высшей военно-морской "бурсе" молодой и цветущий, энергичный и перспективный "академик" был назначен командиром бригады тральщиков Приморской флотилии ТОФа (поселок Разбойник).
Приняв дела, Владимир Иванович тут же взял быка за рога, став инициатором социалистического соревнования на флоте. Причем для начала ставку сделал на безаварийности плавания. До Куроедова бригадой командовал капитан 2-го ранга Леонид Воробьев, мореман, как говорится, от Бога. Сам швартовался на любом проекте и в любую погоду и командирам полную волю давал, так что те подготовлены были неплохо.
Куроедов же, досрочно получивший кавторанга, решил всякий риск полностью исключить. Сам он хорошей командирской практики, увы, не имел, так что для страховки ни один корабль в море без начштаба или комдива не выпускал. Капитан запаса 2-го ранга Иван Дурнев, в те годы командир базового тральщика типа "Яхонт", служивший под началом Куроедова, рассказывал, что в то время "из морей не вылезал". Комдива отправили в академию, а Дурнев стал вечным врио. Вот и морячил за себя и "за того парня".
Он же подтвердил то, что я слышал от многих, служивших с Куроедовым. Аккуратен, никогда не позволял себе кричать на подчиненных, чистюля, всегда вежлив и тактичен. К тому же пунктуален и обязателен. Словом, настоящий флотский интеллигент, что не редкость среди флотских офицеров той поры, но феноменальное явление для командиров соединений, вечно находящихся в "эмоционально-накачанном" вышестоящими штабами состоянии.
Всегда вставал на довольствие на корабле, что на флоте ценилось во все времена. В первую очередь потому, что штабные частенько предпочитали и паек получать, и в кают-компании откушивать. Никогда не лез в командирскую каюту, предпочитал при выходах в море жить у помощника. То есть ценил командирскую свободу и командирский авторитет.
Одна беда - всю жизнь бросал курить. Так что своего курева у Куроедова никогда не было. "Стрелял" у офицеров. Оперативные дежурные, кто поопытнее, из штабных, всегда держали в загашнике три-четыре сигаретки для комбрига. Ему же только с фильтром подавай. А с сигаретами в те годы была напряженка. Курил народ кто "Приму", кто "Беломор", кто "Север".
Но это так, ложка дегтя. Главное, что умел с людьми работать, цепкий был с кадрами. Даже из последнего разгильдяя мог вытащить то, что ему нужно. И знал людей. С посредником каким, с проверяющим никогда не пошлет офицера, к спирту неравнодушного. Посредника-то занимать надо. А чем на флоте развлекают гостей? Ясное дело, "шилом"!
И людей проверял своеобразно. Снег, например, валит вовсю, а тут приказ комбрига: срочно убрать причальную стенку. Как раз в тот момент, когда футбол по "ящику" показывают. Молодые командиры злятся, психуют, не могут с моряками справиться. Не понимают, глупые, зачем снег убирать, когда он идет без роздыху. Кто поопытнее, кто службу понял и в курсе, что снег – лицо неодушевленное и отменить приказа не может, те действовали по-другому.
Вылетали на стенку всем скопом, быстро очищали свой участок и опять к "ящику". Знали - комбриг проверит.
А он не просто проверял. Выводы делал: кто из командиров с личным составом справляется. А кто справляется, тянет лямку, того и приподнимал.
И психологом Куроедов был отменным. Нарвется на взбучку от командующего, перечить не станет. Выйдет, стрельнет сигаретку, перекурит. Подождет немного и со словами "успокоился, наверное" опять в ту же дверь. Выходит довольный: добился своего.
На службе обычно как? Ты или уважаем своими подчиненными, так как отстаиваешь их интересы перед начальством, но не в фаворе у вышестоящего командования, или же, наоборот, крепко любим начальством. Но тогда твоим подчиненным, как правило, приходится несладко. И тут не до любви. Куроедов в этой ситуации умудрялся соблюдать тонкий баланс.
Его уважали подчиненные, а он умел поддерживать ровные отношения с начальством. И не только с отделами штаба флотилии, но с командующим. Про члена военного совета и говорить не приходится. А как же – инициатор соцсоревнования (первое место по итогам среди соединений ТОФа), передовая бригада, орден "За службу Родине" III степени, каперанг досрочно.
Правда, Владимир Иванович прекрасно понимал: для дальнейшей карьеры нужно, чтобы тебя знали не только на ТОФе. Надо, чтобы о тебе в Главном штабе ВМФ прослышали. А для этого какой путь самый короткий? Правильно, надо взять приз главкома.
А сделать это непросто. Надо ведь не только успешно траление провести, нужно еще и какие-то новшества тактические придумать. Куроедов в штаб флотилии, к заместителю командующего по БП. Мол, так и так, дай мне Дурнева на недельку.
А Иван Алексеевич Дурнев, ранее упоминаемый, был к тому времени не последним минером не только во флотилии, но и вообще на Тихоокеанском флоте. Посидит, подумает, нарисует схемку, глядишь, родилось новое тактическое решение. Еще немного, как говорят на флоте, "репку сморщит" - уже из двух старых тралов нечто такое соорудит, что московские проверяющие только диву даются. А это что значит? Дополнительные баллы.
А коли в море удачно сработали, так, считай, приз в кармане. А где приз, там и карьера.
Заметим, между прочим, что славу себе не приписывал. Но своей долей славы пользовался отменно. На гребне славы получил каперанга досрочно, ушел начштаба в Совгавань, на вице-адмиральскую должность, а оттуда в Академию Генштаба. Правда, не столь легко, как в простую академию. На год тормознули - из-за пожара на ремонтирующемся корабле.
Ну а дальше все как по-писаному. Балтфлот, начальник штаба, ТОФ, командующий, Главный штаб ВМФ...