От БорисК Ответить на сообщение
К Коля-Анархия Ответить по почте
Дата 06.04.2011 08:48:06 Найти в дереве
Рубрики Армия; 1917-1939; Версия для печати

Действительно поверхностные

>>К сожалению, текста "Соображений" у меня нет. Я спросил знакомых относительно оного, но выяснилось, что у них его тоже нет. Хотели скопировать в архиве, но еще руки не дошли.

>будем ждать...

Вот текст докладной записки Тухачевского Сталину. Он хотя и неполный, но много проясняет:

Командующий войсками ЛВО
30 декабря 1930 года
Ленинград
Сов. секретно
Уважаемый товарищ Сталин!
В разговоре со мной во время 16-го партсъезда по поводу доклада Штаба РККА, беспринципно исказившего и подставившего ложные цифры в мою записку о реконструкции РККА, Вы обещали просмотреть материалы, представленные мною Вам при письме, и дать ответ.
Учитывая Вашу занятость, я думаю, что Вы физически не будете в состоянии ни просмотреть мои материалы, ни сличить их с докладом Штаба РККА. В связи с этим, у меня к Вам очень большая просьба: поручить просмотреть материалы и разобраться в них ЦКК или товарищам по Вашему усмотрению.
Я не стал бы обращаться к Вам с такой просьбой после того, как вопрос о гражданской авиации Вы разрешили в масштабе большем, чем я на то даже рассчитывал, а также после того как Вы пересмотрели число дивизий военного времени в сторону значительного его увеличения. Но я все же решил обратиться, т. к. формулировки Вашего письма, оглашенного тов. Ворошиловым на расширенном заседании РВС СССР и основанного, как Вы мне сказали, на докладе Штаба РККА, совершенно исключают для меня возможность вынесения на широкое обсуждение ряда вопросов, касающихся проблем развития нашей обороноспособности. Например, я исключен как руководитель по стратегии из Военной Академии РККА, где я вел этот предмет в течение шести лет. И вообще положение мое в этих вопросах стало крайне ложным. Между тем, я столь же решительно, как и раньше, утверждаю, что штаб РККА беспринципно исказил предложения моей записки и подменил целый ряд цифр, чем представил их в фантастической абсурдной форме. Материалы, посланные мною Вам, безусловно доказывают это. Подтверждает это и практическое решение вопроса о гражданской авиации.
В дополнение к ранее посланным материалам, я хочу доложить о последних данных, которые мне удалось подработать по вопросу о массовом танкостроении. В моем первом письме к Вам я писал о том, что при наличии массы танков встает вопрос о разделении их по типам между различными эшелонами во время атаки. В то время как в первом эшелоне требуются первоклассные танки, способные подавить противотанковые пушки, в последующих эшелонах допустимы танки второсортные, но способные подавлять пехоту и пулеметы противника.
Устоявшаяся на опыте империалистической войны консервативная мысль представляет себе развитие танков в тех, сравнительно небольших массах, в каких их видели в 1918 году. Такое представление явно не правильно.
Уже к 1919 году Антанта готовила 10000 танков, и это почти на пороге рождения танка. Представление будущей роли танков в масштабе 1918 года порождает стремление соединить в одном танке все, какие только можно вообразить, качества. Таким образом танк становится сложным, дорогим и неприменимым в хозяйстве страны. И наоборот, ни трактор, ни автомобиль не могут быть непосредственно использованы как основа такого танка.
Совершенно иначе обстоит дело, если строить танк на основе трактора и автомобиля, производящихся в массах промышленностью. В этом случае численность танков вырастет колоссально...
...Красный путиловец с марта 1931 года будет выпускать новый тип трактора в полтора раза более сильный. Нынешняя модель слишком слаба. Новый трактор даст отличный легкий танк. Модель Сталинградского завода и Катерпиллер также приспособляются под танк.
В общем вопрос применения трактора и автомобиля для танка надо считать решенным и в наших условиях.
Второе условие массового производства танков – штамповка броневых корпусов – точно также уже разрешено. Очень характерно, что все известные нам образцы штампованных корпусов совпадают с фабричными марками автомобилей и тракторов, причем наиболее интересующих нас образцов мы несомненно еще не знаем.
...Чтобы выяснить условия штампования и сварки танковой брони, я познакомился со штамповкой больших котлов в Ленинграде на заводе им. Ленина и на заводе Вашего имени. Выяснилась полная возможность штампования брони для танков...
Итак, мы обладаем всеми условиями, необходимыми для массового производства танков, причем, в моей записке о реконструкции РККА я не преувеличил, а приуменьшил возможности производства у нас танков.
а) в 1932 г. – 40000 по мобилизации и 100000 из годового производства и б) в 1933 эти цифры могли бы возрасти раза в полтора.
...Вряд ли какая-либо капиталистическая страна или даже коалиция в Европе на данной стадии подготовки антисоветской интервенции смогла бы противопоставить что-либо равноценное в этой новой, массовой подвижной силе... Докладная записка штаба РККА не только потому возмутительна, что рядом подложных цифр ввела Вас и тов. Ворошилова в заблуждение, но больше всего вредна тем, что является выражением закостенелого консерватизма, враждебного прогрессивному разрешению новых военных задач, вытекающих из успехов индустриализации страны и социалистического строительства. Во всей своей организационной деятельности Штаб РККА в лучшем случае поднимается до давно устаревшего уровня 1918 года, но зато решительно отстает от общих темпов нашего развития.


И, кстати, прочитав эту записку, еще до своего извинения Сталин вернул Тухачевского в Москву и повысил в должности до замнаркома. Очень красноречивый факт!

>алюминиевые детали были необходимы всегда (помните у гайдара об этом было)...

Но в случае нехватки алюминия его вполне заменяли другими металлами или деревом. И не только в СССР.

>да и позже можно вспомнить, что в бт-хи вставляли отработавшие свое движки с самолетов....

И что это доказывает? Вы лучше вспомните проекты мобилизационных танков, разработанные в СССР в 30-е гг. Те самые, которые потом навеяли одесские танки НИ.

>но реально, до выпуска чего-то танкообразного им с 34-го до 39-го пришлось добираться... (к-ко т-3 на польскую компанию... а уж тем белее т-4...)

А чем, Вам, собственно, не нравится немецкие "единички" и "двойки"? Вполне себе нормальные танки для своего времени. И повоевали очень даже успешно. А "четверок" во время Польской компании у немцев было более чем вдвое больше, чем "троек".

>что у нас прекратилось экспортное производство круппа? или производство цейса загнулось? или телефункен обанкротился? Вы о чем?

Крупп раньше не делал танковую броню, он выпускал корабельную. А они совсем разные по форме и толщине, особенно у первых танков. И термообработка у них разная. Поэтому первый блин по выпуску танковой брони у Круппа получился комом. А в СССР тоже были заводы с опытом производства корабельной брони.

>не просто грубо рассчитывая, а рассчитывая только из интересующих его в данную секунду мыслей...

Нет, Тухачевский консультировался со специалистами и, пользуясь их советами, делал свои расчеты.

>да! но КАК? он рассчитывает на то, что все тракторные заводы переходят на выпуск танков (а иначе 1/2 не добиться... и так то не реально), но откуда трактора то возьмутся? хрен с ней с артиллерией, но хоть что делать с эвакуацией танков?

В СССР в 1940 г. выпустили 31,6 тыс. тракторов, а в 1943 – 1,1 тыс. А с выпуском танков динамика была совсем другой. Догадываетесь, почему? И с эвакуацией танков при этом, заметьте, как-то выкручивались.

С уважением, БорисК.