От HorNet Ответить на сообщение
К HorNet
Дата 15.04.2011 16:37:47 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Несколько лет назад мы с одним широко известным в узких кругах

японофлотофилом, В.В.Сидоренко, достаточно долго ковырялись по поводу визуальных сигналов японской морской авиации в разных областях, и пришли к выводу о том, что в ряде боевых авиационных ситуаций, даже имея в использовании и рабочем состоянии сколь угодно хорошие УКВ-радиостанции, было бы более целесообразно пользоваться именно визуальными сигналами, ибо они обеспечивают существенный превал по времени реакции. Например, отражение изоморфного по высоте, скорости и типу применяемого оружия налета вражеской авиации на корабельное соединение истребителями БВП днём и в простых метеоусловиях. Время реакции полностью боеготового пилота истребителя в воздухе при использовании аизуальных сигналов может оказаться существенно меньше, чем при использовании радиоканалов.
Разумеется, речь идет о пилотах, одинаково понимающих эти сигналы и тренированных в их использовании. Ведь визуальную картинку координатора (например, FDO находящимся в воздухе - что практиковалось и японцами, и американцами), полученную от разных источников и выраженную в виде нанесения на маневренный планшет (как вариант), при передаче по радио надо превратить в некую формализованную последовательность, определиться с перечнем корреспондентов, которые должны на эту картинку отреагировать, передать, добиться по возможности подтверждения приема каждым корреспондентом и проследить за результатами. Это занимает время, сильно страдающее в узловых точках как от человеческого (ошибки) так и технического факторов (несрабатываение аппаратуры, забитие каналов связи одновременными передачами и пр.).
В то чремя как визуальные сигналы готовым их принимать пилотам имеют существенно меньше таких точек. Вообще говоря, имеет место типичная смена модеальностей восприятия (зрение/слух/зрение/моторика/речь/зрение и т.д.), а это всегда зоны неопределенностей. При визуальных сигналах смены модальностей меньше числом и быстрее (зрение/моторика/зрение). В сущености, подтверждение этого тезиса можно найти как на палубах и CATCC современных авианосцев (да и авиабаз, и гражданских аэропортов тоже), где куча формализованных жестов/визуальных сигналов в принципе не может быть отменена сколь угодно совершенным радио, так и, например, биржевыми площадками, где происходит то же самое - есть стандартный набор жесток и прочих визуальных сигналов, которые обеспечивают меньшее время реакции, чем любое радио. Так же работаем квалифицированный медперсонал реанимаций и медицина катастроф - на смены модальностей просто нет времени. Еще одно подтверждение, ближе к тексту - тотальная отмена радиоканалов в наведении БВП авианосцев после 1950-х - микрофонно-телефонный обмен там заменен всякими TADIL'ами (Link-4/4A как первый пример), цифровыми линками, которые представляют пилоту перехватчика информацию для реакции не в аудиальной модальности, а в зрительной (визуальной).
Так что, особенно в условиях проблемной технической надежности радиоканалов (1940 год как раз об этом - по уровню развития элемнтной базы, схемотехники и практической электромагнитной совместимости радиостанций самых разных диапазонов), нет ничего удивительного в повальном использовании визуальных (в т.ч. световых) и моторно-кинестетических сигналов в практике тактического управления боевой авиацией.