|
От
|
HorNet
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
17.04.2011 22:18:15
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Перенос по визуалу для SSC
Придется, я вижу, расшифровывать мой субтезис о "простых условиях". Я не хотел этого делать именно по причине кучи нюансов, но - пожалуйста:
1. Ни о каких 30 самолетах не может идти и речи. БВП каждого японского авианосца управлялся только с самого корабля - во всяком случае, по состоянию на 1942. Управлялся он в основном путем передачи на общей частоте авиагруппы авианосца коротких кодированных команд в КВ диапазоне кодом Морзе и, насколько я могу судить, отдельные позывные имели только разведывательные и ударные самолеты, причем позывные ведомых шотаев в последнем случае были производными от позывного лидера тройки и применялись при исходящем (с корабля) адресовании крайне редко. Что касается индивидуальных позывных истребителей, мне удалось обнаружить в англоязычной литературе только одной упоминание о существовании оных, а именно попытка пилота сбитого над Пирл-Харбором А6М, севшего на вынужденную, передать сообщение с помощью телеграфного ключа своего комплекта Тип 96 Мод. 1 на одну из ПЛ, теоретически наделенную обязанностью спасать пилотов в этом случае. В случае управления БВП применялись, во всяком случае в 1942, только общие или групповые позывные (например, "всем самолетам в воздухе" или "всем истребителям"). Отвечать или даже просто квитировать эти приказания/оповещения
пилоты истребителей, вероятно, технически могли, но только с помощью все того же вертикального ключа Морзе, установленного справа на коммутационной панели самой радиостанции, и только на все той же общей частоте - иное не было предусмотрено ни организацией радиосвязи, ни реальными техническими возможностями указанной радиостанции. Почему - другой вопрос. Приведенные сведения подтверждены многократно и могут считаться фактами.
Далее.
Имея в своем распоряжении, в лучшем случае, самые общие данные о воздушной обстановке и только со своего корабля, пилоты БВП в воздухе могли, если позволяло время, лишь определиться таким образом (т.е. с использованием радио) с генеральным направлением угрозы и точкой отсчета своей реакции по ней. Все остальное делалось комплексом визуальных сигналов и, что еще важнее, определенным вниманием ведомых всех мастей к самолетам лидеров шотаев и выше, которые несли хорошо заметные знаки различия и занимали, как правило, предписанные места в строях. Сигналы были представлены жестами (для ближайших, т.е., как было указано, прямо починенных пилотов), мини-маневрами в виде кренов, покачиваний крыльями, вертикальных змеек и пр. (для более крупных формаций - чутаев) и сигнальными ракетами/огнем трассерами
для общего оповещения (речь об истребителях). Не надо исключать из поля зрения тот факт, что как сами сигналы, так и реакцию на них пилоты японских палубных авиагрупп отрабатывали годами, т.е. было не так уж много пилотов истребителей, плохо знакомых с этой сигнальной системой.
Это была преамбула.
Э-э-э... амбула:
>- выделении перечня респондентов,
осуществлялось командиром истребительного чутая (я не готов говорить о полном сентае, ибо далеко не факт, что командир истребительной эскадрильи или равноценный ему офицер находился в воздухе постоянно) и распространялось на все самолеты своего подразделения в воздухе, т.е. 6-9 штук. Собственно целераспределение между шотаями (тройками) осуществлялось доктринально, то есть по заранее предписанным правилам, как атаковать те или иные вражеские цели в зависимости от их качества, количества и элементов движения. Осуществлялось субманеврами своего самолета и знаками лидерам шотаев.
>- получении подтверждения приёма каждым респондентом,
не требовалось. Командир того или иного чутая/шотая четко видел действия своих подчиненных и в случае необходимости сам принимал решение - привлекать ли их внимание дополнительными мерами или забить на их индифферентность и выполнять задачу имеемыми (откликнувшимися маневром) силами.
Так понятно?
Разумеется, это все работало при условиях:
- нет эшелонирования БВП по высоте (его и не было в 1942)
- нет распределения БВП по радиально-зоновому методу (тоже не было)
Необходимо ответить и тот факт, что в 1942 японские авианосцы, если говорить о своих истребителях, довольно слабо полагались на машины в воздухе, больше рассчитывая на прогретые шотаи в положении дежурства на палубе. Их успевали запускать уже с готовым ЦУ. А вот для рутинного БВП и были предназначены дополнительные сигналы кораблей охранения - стрельбы из орудий ГК и дымовые сигналы, ибо японцы не очень-то рассчитывали и на возможность быстро передать сообщение той же светограммой с крейсера на АВ, чтобы тот потом уведомил циркуляром морзянкой свои истребители - это все потери времени.
А вот времени-то как раз не было, и именно такое внимание визуалу принято считать следствием отсутствия радаров ОВЦ. Ибо без радара, крайне небольшие дальности обнаружения подходящего противника уже совсем не оставляли времени на радиопроцедуры, какими бы простыми они не были. Это амеры с их СХАМами могли упражняться в кодировке направления по истинному (радиокоманда Arrow) или магнитному (радиокоманда Vector) курсу, предоставив пилоту БВП самостоятельно вычислять курс перехвата, барахтаться с объединением всех сил БВП под управлением одного FDO или распределять их между двумя-тремя FDO, но на одной КВ-частоте, и пр. - время реакции по цели, обнаруженной в десятках миль, позволяло. Японцам - увы. И по результатам расчетов и был сделан вывод - будь у японцев в 1942 году УКВ-станция Тип 3, вполне, как показала практика 343 Ku в 1945, сносная и мало чем уступающая AN/ARC-5, это помогло бы им не так уж сильно.
Так нормально?