|
От
|
SSC
|
|
К
|
HorNet
|
|
Дата
|
19.04.2011 03:01:09
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: Не совсем...
Здравствуйте!
>>Визуальная сигнализация давала преимущество в конкретных японских условиях, т.е. при используемой японцами тактике. А тактика была предопределена наличными техническими возможностями в области связи, точнее отсутствием нужных возможностей.
>Корректнее. Связь и управление всегда растёт из тактики, и поэтому задний ход, т.е. подстраивание тактики под имеемые в наличии силы и средства связи и управления всегда ее, тактику, ухудшает.
А как можно не подстраивать тактику под возможности связи? Ограничения связи задают и ограничения в управлении.
>>Радиопроцедуры легко упрощаются в рамках специализированной радиосети. Я лично вижу прежде всего отсутствие у японов технических возможностей, т.е. нищету: при отсутствии радаров, как у них, было бы целесообразно организовать отдельную радиосеть наблюдения и оповещения о возд. обстановке в рамках ордера, с выносом дозоров на угрожаемые направления - это было бы гораздо эффективнее стрельбы из крейсерских пушек. Но это требует дополнительного комплекта УКВ радиосредств на всех кораблях, а равно наличия нужного числа кораблей.
>
>Радиопроцедуры, которых формально совсем немного (установление связи, адресование, паролирование, передача информации/прием информации, квитирование) в рамках специализированной радиосети могут быть лишь редуцированы количеством (например, убрать адресование и квитирование, ибо и так все ясно), и УКВ на японских кораблях в достаточном количестве в 1942 присутствовало.
Специализированная радиосеть имеет и другие преимущества:
- она не забивается другими видами информации, а судя по описаниям боестолкновений, в УКВ сетях соединений часто царил хаос;
- она может (и должна) быть организована напрямую между функциональными операторами, без промежуточных звеньев, например самих радистов.
Оповещение же о ВО по общей радиосети соединения должно было бы сопровождаться большими задержками - и поэтому вполне понятны усилия японцев в области визуальной сигнализации, в т.ч. со стороны кораблей ордера. Но это решение от бедности, или, как вариант, от недостаточной глубины понимания проблемы.
>И ордера у японцев были значительно шире, чем у прочих - в т.ч. и в целях развития глубины наблюдения за ВО. Но не стоит забывать, что у пилота истребителя только одна пара ушей и глаз, а на то время - и только одна радиостанция с достаточно сложной и затратной по времени перестройкой единственной рабочей частоты в КВ диапазоне.
Отсутствие УКВ станций на истребителях, как мне видится, создаёт больше проблем для внутригруппового управления, чем для выдачи команд по радионаправлению КП - комэск. Для последней задачи можно использовать и КВ, при достаточной квалификации командира.
Но после получения команды, комэск должен как-то довести её до подчинённых и далее управлять их действиями - а вот здесь уже отсутствие УКВ сети становится совсем критично - отсюда и все эти визуальные манипуляции, которые всё же являются паллиативом и УКВ сеть не заменяют никак.
>>Это им и не помешало бы. Во всяком случае, необходимость в визуальной сигнализации от FDO к истребителям БВП в таком случае отпадает. Типовая стандартная команда по УКВ будет доведена до пилотов никак не медленнее, чем манипуляции с ракетницами и т.п.
>
>Не стоит забывать, что типовая команда по УКВ, если это общая частота, может быть забита одновременной передачей, что у какого-то количества пилотов радиостанции не в строю, что кто-то забыл включить головные телефоны и пр. - технических причин в проблемах радио на то время было на порядок больше, чем в области визуальной сигнализации. Опять-таки, команда по радио может содержать некорректную инфу и пилот никак не может уточнить ее визуально.
С техническим уровнем УКВ станций в то время уже было вполне нормально, при правильной постановке задачи все участники 2МВ могли делать вполне качественные девайсы.
А вот вопрос дисциплины радиосвязи - он вообще очень серьёзный, и сильно влияет на управление. Тут, видимо, ситуация такая: опытный квалифицированный пилот будет одинаково хорошо работать как с УКВ связью, так и с визуальными сигналами, малоопытный будет иметь проблемы и с тем, и с тем. Но УКВ даёт больше возможностей в принципе.
>Кстати, слуховой телеграф на КВ для наведения истребителей применяли не только японцы - FAA в 800-й эскадрилье на "Арк Ройале" тоже наводило свои "скьюа" на немецкие ЛЛ телеграфом, но там связь обеспечивал летнаб, и у само наведение осуществлялось по РЛС какого-то из крейсеров соединения. Причем это просуществовало довольно долго - в частности, именно так был оборудован флагман TF-44 Виктора Кратчли КРТ "Австралия" в августе 1942, и именно поэтому FDO обеспечения плацдарма высадки операции "Уотчтауэр" сидел вместо него на американском КРТ "Чикаго", который флагманом не был.
На Скуа есть очевидный бонус в виде второго члена экипажа. Но интересны детали.
Могу предположить, что там было КВ радионаправление КП - комэск, а в воздухе управление группой всё же шло по УКВ. Использование КВ в данном случае может быть основано на желании иметь выделенное радионаправление, чтобы обойти проблемы пользования общей радиосетью с описанными Вами выше проблемами.
>То есть расставляя приоритеты, я бы первое место отдал все-таки наличию/отсутствию РЛС, а уже какое там было радио и как оно работало - на уровень ниже...
Вообще-то у японцев РЛС были в весьма немалом количестве, и хотя основная масса пошла с 1943 года, первые образцы тип 21 и 22 были установлены ещё до Мидуэя. Тут проблемы ещё и в японском военном механизме, который, на мой взгляд, был самым тормозным среди 5 главных участников, и имел проблемы с комплексным осознанием реальности, а далее с имплементацией этого осознания в конкретные шаги.
И не в последнюю очередь, видимо, по причине совершенно феерического завышения потерь противника в докладах со стороны низших звеньев японской военной машины ))), что порождало иллюзию эффективности и снижало мотивацию к изменениям - хотя это уже к теме напрямую не относится.
С уважением, SSC