|
От
|
HorNet
|
|
К
|
SSC
|
|
Дата
|
19.04.2011 10:00:32
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: Не совсем...
>А как можно не подстраивать тактику под возможности связи? Ограничения связи задают и ограничения в управлении.
* Ну, есть телега и есть лошадь. Ограничения связи тактического, а тем более оперативного командира интересовать не должны. Разумеется, он будет с ними считаться, но при первой же возможности заложит связистов со всеми потрохами и обвинить их в срыве управления силами. Связистам не привыкать стоять у стенки, но одно дело имея возможности сделать управление лучше, и совсем другое - не имея такой возможности. В Японии в области радиосвязи было так много косяков на доктринальном уровне и в технике, и в организации, что вариантов у них не было никаких или почти никаких.
>Специализированная радиосеть имеет и другие преимущества:
>- она не забивается другими видами информации, а судя по описаниям боестолкновений, в УКВ сетях соединений часто царил хаос;
Это носит название "функционального канала". Например, в ВМФ СССР была такая внутриэскадренная УКВ-радиосеть № 760, у которой было 15 функциональных каналов, по существу, на каждый вид обеспечения БД свой (ПВО, ПЛО, ПМО, ППДО и пр.). И что? В лучшем случае несли первые пять, в которых было всё. Современные (да и 1942 года тоже) боестолкновения слишком быстротечны, чтобы рожать и поддерживать слишком сложные структуры управления силами.
>- она может (и должна) быть организована напрямую между функциональными операторами, без промежуточных звеньев, например самих радистов.
Это мало что дает, если функциональный оператор туп. Open fire, odd ships to starboard, even ships to port, ага.
>Оповещение же о ВО по общей радиосети соединения должно было бы сопровождаться большими задержками - и поэтому вполне понятны усилия японцев в области визуальной сигнализации, в т.ч. со стороны кораблей ордера. Но это решение от бедности, или, как вариант, от недостаточной глубины понимания проблемы.
Нет, оповещения о ВО передавались, как правило, светом, но японцы считали правильным кодировать/шифровать вообще всё, что можно подвергнуть такому истязанию. В том числе и светограммы. И, похоже, у них были огромные проблемы во взаимодействии постов СПС и постов управления связью даже на флагманах. Самый большой вопрос Мидуэя, по тому же Айзому - во сколько точно КПС "Акаги" получил первое донесение самолета Амари об обнаруженном "Хорнете", и во сколько оно было доложено Нагумо? Неужели 40+ минут нужны на расшифровку простейшей кодограммы?
>
>Отсутствие УКВ станций на истребителях, как мне видится, создаёт больше проблем для внутригруппового управления, чем для выдачи команд по радионаправлению КП - комэск. Для последней задачи можно использовать и КВ, при достаточной квалификации командира.
На японских А6М была только одна радиостанция - Тип 96 мод. 1. Теоретически она могла работать радиотелефоном с мощностью 8 Ватт, что в ее диапазоне 3.8 - 5.8 МГц практически ничего. Телеграфная отдача мощности - 30 Ватт.Был ряд иных технических причин, но была и единая оперативная - на остальных палубных машинах стояли более мощные версии этой же станции (мод. 2 на D3A и мод.3 на B5N) и единым видом работы для авиагруппы была телеграф Морзе. Учитывая серьезные ограничения по качеству радиотелефона, для истребителей не было придумано ничего иного, хотя УКВ-станции взаимодействия, Тип 98, стояли и на "вэле", и "на кейте". Но только не на истребителях.
Ну и как Вы себе представляете исходящий трафик с истребителя комэска? Чем он ручку держать-то будет?;-))
>С техническим уровнем УКВ станций в то время уже было вполне нормально, при правильной постановке задачи все участники 2МВ могли делать вполне качественные девайсы.
Но только не японцы. Говорю же, по электромагнитной совместимости и эргономике размещения оборудования на летательных аппаратах не проводились даже НИОКРы.
>
>На Скуа есть очевидный бонус в виде второго члена экипажа. Но интересны детали.
>Могу предположить, что там было КВ радионаправление КП - комэск, а в воздухе управление группой всё же шло по УКВ. Использование КВ в данном случае может быть основано на желании иметь выделенное радионаправление, чтобы обойти проблемы пользования общей радиосетью с описанными Вами выше проблемами.
Нет, все куда как проще. Вы, вероятно, связист или радиоразведчик - отсюда такая любовь к радионаправлениям, и чтобы обязательно дуплексным. Разрешите напомнить - сетевая работа ключом Морзе даже сейчас еще не умерла окончательно, а тогда - как таковых РАДИОнаправлений практически не было в эфире. Только сети.
"Скуа" (максимум - пара) из положения дежурства в воздухе или на палубе наводился на обнаруженную Do-18 телеграфом, при этом на самолете не было УКВ. Да, единственный импрув по сравнению с японцами - пилот сам непосредственно не связан этой работой, есть летнаб.
>И не в последнюю очередь, видимо, по причине совершенно феерического завышения потерь противника в докладах со стороны низших звеньев японской военной машины ))), что порождало иллюзию эффективности и снижало мотивацию к изменениям - хотя это уже к теме напрямую не относится.
Вопрос военной и вообще национальной философии. Мой дрейф в последние годы в сторону изучения национальным военных философий, психологий и этик связан именно с невысокой вероятностью получить ответы на такие вот вопросы с помощью стандартного эксплицитно-аналитического алгоритма работы с историческими источниками. Поэтому приходится поднимать куда более глубокие вопросы "кто такой военный вообще" и "как он соотносится с конкретным обществом в конкретное время", и на эти вопросы - также удивительно мало готовых ответов...