|
От
|
Shushara
|
|
К
|
Валера
|
|
Дата
|
27.04.2011 12:42:30
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
Re: Обращение с...
В "Военно-Историческом журнале" (2006, №2) была опубликована статья историка Новиковой о положении германских военно-пленных на строительстве Мурманской железной дороге.
Несколько цитат:
Надо сказать, что в целом условия содержания военнопленных в России отвечали требованиям Гаагской конвенции 1907 года, документы которой Россия ратифицировала в 1909 году.
...
Однако нельзя не учитывать и того, что в России, как, впрочем, и в других воевавших странах, труд военнопленных широко использовался в народном хозяйстве, но, что следует особо подчеркнуть, не безвозмездно. Причем заработки их были по тем временам весьма приличными. Так, на строительстве Мурманской железной дороги военнопленный получал в среднем 50—60 коп. в день, при сдельной работе — от 1,5 до 2,5 руб.
Лучшие работники, которыми считались прежде всего немцы как наиболее трудолюбивые и дисциплинированные, зарабатывали при 9-часовом рабочем дне до 100 руб. в месяц. Другим серьезным источником денежных средств была материальная помощь своим военнопленным ряда частных фондов Германии и Австро-Венгрии.
Понятное дело, что Мурманстройка — это не санаторий, и климат суровый и работа тяжелая. Люди болели и умирали.
Из отчета И. Горяинова (член Особого комитета помощи военнопленным):
Военнопленным не удалось предоставить сносные условия на строительстве этой дороги… Из 10 тыс. славян, поступивших в 1915 г. на работу, в настоящее время не осталось почти никого. Одни умерли, другие уже эвакуированы по болезни, а остальные ожидают эвакуации… Каждый пленный, пробывший на тяжелой работе свыше года, заболевает цингой, но чаще и раньше срока
Горяинов посещал Мурманстройку в августе 1916, с целью передачи военнопленным подарков, собранных Австро-Венгрии и Германии.
Бежали военнопленные в основном со строек, прежде всего с Мурманской железной дороги. Беглецами являлись, как правило, немцы и австрийцы. Бежали не из-за каких-либо притеснений, а из-за тяжелых условий работы, плохого климата. К побегу подталкивали и такие обстоятельства: наличие солидных денежных средств, плохая охрана, безлюдные просторы русского Севера, близость Финляндии, в которой уже тогда начали набирать силу русофобские настроения и откуда легко было попасть в Норвегию или Швецию. В последней под дипломатическим прикрытием действовали многочисленные немецкие и австрийские агенты, а шведский Красный Крест, сотрудники которого имели возможность с инспекторскими проверками посещать лагеря для военнопленных в России, нередко также выполнял «особые поручения» Берлина.
...
Бежавшие из российского плена так красочно описывали неспособность российских властей обеспечить надлежащую охрану, что руководители немецкой военной разведки в Стокгольме даже предлагали организовать «спасательную операцию», чтобы с помощью «оружия и компаса» освободить тысячи военнопленных, работавших на Мурманской железной дороге. Предложение, однако, осталось нереализованным.
В дополнение: серия фотографий Прокудина-Горского на строительстве Мурманской железной дороги
http://www.temples.ru/pg/album.php?AlbumID=5&Count=20&nopage=3
по теме начинается с 3-й страницы.