От badger Ответить на сообщение
К Claus Ответить по почте
Дата 09.05.2011 06:24:19 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

Re: [2Claus] Обязательно и...

>Лишний груз - это груз который ОБЫЧНО НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ. А при ведении высотных боев в качестве типовых сценариев кислороодное оборудование лишним совсем не будет.
>И снятое оборудование это как раз пример того, что на больших высотах были только редкие столкновения.

Вы сами обращали моё внимание на то что Ворожейкин писал редкость боев ВЫШЕ 5-6 километров и я так понимаю не отрицаете что уже на 5 км кислород вполне себе нужен :)
Так что лишним он никак быть не может, вы сами себе противоречите :)

Можно ещё одну цитату взглянуть, поясняющую этот вопрос:

В этом бою Сачков сбил два вражеских самолета. Он охотно поделился своими впечатлениями.

— «Фоккеры» шли ниже нас. Пара сразу мотанула на запад, а четверку мы зажали крепко. А потом какая-то тройка (и откуда она только взялась?) оказалась с нами на одной высоте. Я было попытался драться на вираже. Нельзя! Один сразу очутился у меня в хвосте: мотор у него высотный. Потом я ясно видел, на летчике была маска. Значит, дышит кислородом. Я же задыхаюсь. Как только порезче потяну ручку — в глазах темнеет. Ну я тут, конечно, сразу снизился.

— Чего же ты забираешься на такую высоту без кислорода? — упрекнул командир полка. — Свернешься [126] когда-нибудь и пропадешь ни за грош. Поставь снова кислородное оборудование.

— Что вы, товарищ майор, — взмолился Сачков. — Зачем это? От кислорода только одни неприятности. Попадет в баллон какая-нибудь шальная пулька — и взрыв. Вот тогда действительно пропадешь ни за грош. К тому же маска неудобная, а летаем мы на такой большой высоте редко.


Ворожейкин Арсений Васильевич
Рассвет над Киевом

http://militera.lib.ru/memo/russian/vorozheikin_av6/04.html

Как видите летчик не аргументирует бесполезностью кислорода, тем что он "лишний", аргументирует косвенными фактрами, признавая в целом его необходимость.

Если же вы планируете и дальше напирать на то что кислород был лишний - можно вспомнить другой пример, когда с Яков снимали "лишнее":


Як-1 М-105ПФ облегченный

...

В сентябре 1942 г. в разгар наиболее напряженных воздуш-
ных боев под Сталинградом после появления там Me-109G-2 са-
ратовским заводом по указанию представителя Ставки Верховно-
го Командования на Сталинградском фронте было выпущено 20
облегченных Як-1 (96-й серии) [ЦАМО, ф. НИИ ВВС, оп. 485690,
д. 57 и 89.]. Облегчение достигалось за счет снятия части
вооружения и спецоборудования, а также снижения массы конс-
трукции самолета. К числу снимаемых с самолета относились:
два пулемета ШКАС (21,2 кг), боекомплект пулеметов (49 кг),
установки пулеметов ШКАС (6,8 кг), система пневмоперезарядки
пушки (1,7 кг), радиостанция РСИ-4 (15 кг)
, мачта и антенна
радиостанции (1,5 кг), генератор (8 кг), ночное оборудование
(5 кг). Кроме того, деревянное хвостовое оперение Як-1 заме-
нялось металлическим с Як-7 (14 кг).


Оружие тоже "лишнее" было ? :)




>Без кислородного оборудования на больших высотах драться как раз нельзя - будут потери сознания, замедленная реакция, ускоренная уставаемость и т.п., что приведет к гораздо большим потерям чем лишние пара десятков килограмм веса.

Хорошо что вы это понимаете. Надеюсь вы так же понимаете что есть разные по степени естественной переносимости и тренированности летчики :)

Ещё раз смотрим цитату:

Я же задыхаюсь. Как только порезче потяну ручку — в глазах темнеет. Ну я тут, конечно, сразу снизился.

То есть в отсутствии кислородного оборудования именно летчик почуствовал что не может на такой высоте драться, но поскольку вопрос кислородного голодания легко решался - снижением и поскольку так или иначе лезть высоко не имело смысла из-за того что Як на больших высотах уступал немецким истребителям - кислород снимали, мол если не тянешь без кислорода - ну дерись внизу...

Отметим ещё раз из другой цитаты, которую я давал ранее:

Прицеливаюсь — перед глазами два самолета. Встрепенулся, встряхнул головой — один. Через мгновенье — снова два. Это наступило кислородное голодание: у меня во рту был мундштук, но разве в такой горячке сумеешь дышать чистым кислородом? А противник мой в маске. Ему хорошо.

http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/2221/2221051.htm

Это Ла-5, у него с высотностью всё намного лучше, но "неудобная маска" заставляет летчика летать с мундштуком вместо маски... В итоге он теряет сознание и падает в штопор, несмотря на то что кислород у него был... Можно ли в такой ситуации удивляться что летчики на яках снимали само кислородное оборудование ?

И так было не только с килородом, взглянем на ещё одну цитату:

Утром 6 июня с Центрального аэродрома поднялся в воздух Си-47. На борту его находились член Военного совета ВВС Красной Армии Н. С. Шиманов, мой заместитель по инженерно-авиационной службе А. К. Репин, главный штурман ВВС Красной Армии Б. В. Стерлигов. Но меня с ними не было. Я улетел на учебном истребителе Як-7, который вел известный летчик-испытатель полковник П. Ф. Федрови.

Полетел я на истребителе не из-за желания побыстрее оказаться в Ленинграде. В то время поступили жалобы от летчиков. Фронтовики сетовали на грубую отделку ларингофонов и наушников — они натирали пилотам кожу, жали шею, уши и мешали вести переговоры по радио во время боя. Я решил воспользоваться поездкой и проверить в полете справедливость этих жалоб. Все подтвердилось: комплект, которым я пользовался в полете, действительно был очень неудобным. По приезде в Ленинград я немедленно позвонил начальнику Главного управления заказов ВВС генералу Н. П. Селезневу и приказал передать претензии авиаторов заводам, изготовлявшим эту аппаратуру.


Новиков Александр Александрович
В небе Ленинграда

http://militera.lib.ru/memo/russian/novikov1/10.html

Это у нас, поясню на всякий случай, лично командующий ВВС КА занимается вопросом неудобных наушников...



>А теперь подумайте сами - сколько среди летчиков было уникумов, которые спокойно могли переносить высотные полеты без кислородного оборудования и сколько таких, как те бортинженер и радист из приведенного Вами примера,

Я стараюсь не додумывать, если ответ можно найти в источниках.


>особенно если брать летчиков подготовленных по системе взлет-посадка и не имеющих большого опыта полетов на высоте?

Это вы к тому что Як хреновый самолёт для хреновых летчиков или к чему ? :)
Или вы вдруг стали поклонником мифа про советских летчиков "с 5 часами налёта" ? :) Из-за того что этот миф хорошо вписывается в вашу фантазию про "спецально низковысотные" яки ? :D
Этот миф уже не раз вроде разбирался, летчиков истребителей подготовленных по "взлет-посадка" не может быть в принципе, такие летчики были у штурмовиков, и то в самый тяжелый момент в 42, летчики истребители на тот момент приходили, цитирую:

В полк прибыло пополнение, но это были молодые ребята с очень малым налетом. У некоторых не было и двадцати часов налета. Летчики они были мужественные, задиристые, но без опыта... В будущем многие из них могли бы стать первоклассными воздушными бойцами, но для этого им надо было прийти Сталинград и выжить — задача для молодого [120] летчика сверхтяжелая. Даже не знаю, с чем это можно сравнить: по ожесточенности, интенсивности и накалу таких боев, как в небе Сталинграда, мне больше в течение всей войны видеть не приходилось. Прибывали в полк и опытные летчики — обычно после ранений. Но таких было мало. В основном пополнялись за счет молодежи.

Обстановка требовала убыстренного ввода новичков в строй. Было решено дать им немного потренироваться и закрепить навыки в групповой слетанности. Мы, ветераны полка, прекрасно понимали, к каким последствиям в первом же бою может привести отсутствие взаимопонимания в группе. Такая группа просто небоеспособна. Но молодежь этого не знала, не понимала, и потому новички реагировали резко. Несколько молодых летчиков прямо заявили мне:

— Товарищ командир! Мы прибыли воевать, а не отсиживаться за вашими спинами!

Прекрасные были ребята! Я понимал их душевное состояние, но не имел права руководствоваться эмоциями. Поэтому я довольно жестко ответил им, что они еще многого себе не представляют, а нам в полку нужны не мертвые и раненые, а боеспособные и умелые бойцы.

Все же некоторых наиболее крепких молодых летчиков мы вынуждены были включать в состав боевых групп. Вылетали они на боевые задания в парах с ветеранами и нередко показывали образцы мужества и отваги. Но как нам не хватало времени для их ввода! Несомненно, такие ребята, как сержанты Филиппов, Семенов и Беликов могли бы стать отличными воздушными бойцами. Но битва шла слишком тяжелая и скоротечная. Я и некоторые мои товарищи подошли к сталинградским боям уже зрелыми боевыми летчиками и опытными командирами. А каково было молодым летчикам, которые в те дни совершали свои первые боевые вылеты!..

Одного из молодых летчиков сбили в воздушном бою над Волгой. Летчик погиб. По уведомлению о смерти сына приехал к нам отец. Как он добрался, как нашел наш полк — можно только удивляться. Но это был отец!

Говорить с ним было тяжело. Николай Баранов поручил мне рассказать этому человеку о его сыне все, что можно было рассказать в таком случае. Как он воевал, каким был хорошим товарищем, что мог бы сделать, если бы не превратности суровой фронтовой жизни.

Не беря греха на душу, скажу, что для меня это было трудным поручением. Представьте себе паренька, который [121] прожил в полку несколько дней в нетерпеливом ожидания боя и погиб на первом или втором боевом вылете...

Я собрал молодых летчиков, чье эмоциональное состояние и ощущения во многом были схожи с чувствами их погибшего товарища, и все вместе мы долго беседовали с отцом погибшего летчика. Мы долго беседовали, и мне казалось, что он начинает постигать те реальные условия войны, которые сложились на Сталинградском фронте и о которых человеку несведущему рассказать просто невозможно. Выслушав нас, отец летчика спросил:

— Где находится могила сына? Отведите меня на могилу, я хочу побыть с ним.

Я молчал. В горле у меня стоял комок. Он так и не понял всего до конца. Что я мог ответить этому пожилому человеку? Какая там могила, под Сталинградом! Сбитые или подбитые в бою, они падали в Волгу или на развалины города...

Чтобы отвлечь его, я стал рассказывать, как погибали мои товарищи в начале войны в сорок первом году. И он вдруг понял. Он понял, что могилы нет. Уронив голову и обхватив ее ладонями, он плакал. Я сказал, что могила его сына будет в Сталинграде, когда мы разгромим немцев.

Он прожил у нас еще несколько дней. Смотрел на нашу напряженную работу, ужинал с нами. А затем уехал.


http://militera.lib.ru/memo/russian/eremin_bn/05.html

Ерёмин Борис Николаевич
Воздушные бойцы


Как видите даже в ситуации боев за Сталинград Еремин описывает как "очень малый налёт" отнюдь не взлет-посадку, а "у некоторых меньше двадцати часов", только у некоторых, и их не гнали в бой, "а дать им немного потренироваться и закрепить навыки групповой слетаности" и только потом уже, по крайней необходимости, "наиболее крепких" отправляли в бой...

Я же цитировал про 43-44 ой, и вы мне отвечаете такую дикость ?!

Я вам дал полную цитату Еремина, подробно, почитайте, может вам таки станет стыдно за написанную гадость...



>А подумав над этим, начинаем думать, какой командир, допустит снятие кислородного оборудования в своей части, зная, что высотные бои бывают часто?
>Кто во вредители захочет попасть?

Читайте Ворожейкина "Рассвет над Киевом" тот же, там у него командир полка Василяка нелетающий, на все задачи, на которые, по лолгике, должен вести команир полка отправляюший ведущим Ворожейкина и с ним же по всем боевым вопросам советующийся... Кому такой командир и что может запретить в плане подготовки самолёта к бою ? И таких командиров тоже было немало, хотя и не большинство, конечно...




>
>>Вот такая реакция на высоту 5-6 км у "обычных" людей...
>Что противоречит Вашему утверждению, что кислородное оборудование является лишним грузом при высотных полетах. А ведь речь про высоту менее 5км.

Нет, не противоречит, потому что летчики более подготовленные к высотам, переносимость высоты тренируемое вполне качество, плюс была дифференциация:

Миша прав. Як-7б превосходит все немецкие истребители, пока бой идет на высоте до пяти тысяч метров. Именно на этих высотах большей частью происходят воздушные бои. До шести тысяч метров летчик может летать без кислородного оборудования, поэтому в нем практической надобности нет. Выше подниматься почти не приходится. А если уж доводится, то посылаются только надежные летчики, натренированные в высотных полетах.

— Смотрите. Навязывать не буду, но имейте в виду: такие высоты выдерживает не каждый. Кто не уверен — пускай больше шести тысяч не поднимается.

— У нас, «стариков», практический потолок семь, — заметил Кустов. — Это на тысячу метров выше, чем положено по наставлению.


http://militera.lib.ru/memo/russian/vorozheikin_av6/04.html

Наиболее подготовленные летали и выше:

Сирадзе и Шахназаров, выросшие в горах, обладали орлиным зрением. Оба научились смотреть на яркое солнце и видеть очень далеко. Поэтому в боевом порядке этой паре самое подходящее место выше нашей четверки.

— Полетите парой выше нас на полтора-два километра, — сказал я.

— Ясно, — ответил Александр.

— Высота полета может у вас доходить до девяти километров. Баллоны с кислородом с самолетов сняты. Выдержите ли?

— Выдержим! — заверил Шах. — Мы без кислорода уже летали на девять тысяч метров.


В летчиках своей эскадрильи я был уверен, как в себе.

— Мы вчетвером летим в ударной группе. — Я кивнул на Коваленка, Лазарева и Хохлова. — Будем бить бомбардировщиков. Сирадзе и Шахназаров прикроют нас сверху.


http://militera.lib.ru/memo/russian/vorozheikin_av4/14.html


Обратите внимание - наверх поставлены летчики "выросшие в горах"...


>А Вы для сравнения посмотрите насколько часто у него высоты до 4км упоминаются.
>Упомянутые вами столкновения на высоте это как раз и есть экзотика - случаи которые в биографии летчика, сделавшего сотни боевых вылетов, можно по пальцам одной руки пересчитать.

Часто они у него упоминаются, часто... А вы почитайте сами, если не верите мне ? Зачем фантазировать про "экзотика, случаи в биографии летчика" когда можно просто почитать ? :)



>>А хотите ещё ? :)
>Да в курсе я, что в большинстве мемуаров можно найтит 1-2 примера высотных столкновений. проблема в том, что маловысотных там находятся десятки. И это при том, что единичные случаи запоминаются, и их упоминают в мемуарах гораздо чаще, чем типовые.

Это хорошо что вы признаете уже хотя бы 1-2 примера :)
На фоне того что начинался разговор с того вы утвежджали что якобы Яки спецально сделали низковысотными, так как на высоте делать нечего :D


>
>>Удар наносился 23.7.43 г. гвардейской Сталинградской штурмовой авиационной дивизией в составе 100 самолетов Ил-2.
>Это само по себе экзотика - одних ударников сотня штук.

Я смотрю у вас всё что выше 3 км объявляется автоматом "экзотикой" :)


>И очевидно, что для прикрытия такой орды, да еще силами целой дивизии, запросто могут перекрыть все возможные высоты.
>Только вопрос на засыпку - насколько типовым был сценарий одновременного вылета 150-200 самолетов?

Разговор начинался с того что вы утверждали что прикрывать бомберы и штурмовики можно только внизу, а вверху летают только разведчики :)
Теперь уже, когда и про бомбардировщиков и про штурмовиков приведены примеры высотного прикрытия начинаются "дополнительные условия" :)
Удары по аэродромам были не столь уж и редким являением...




>>Известно, что бой истребителей, сопровождающих штурмовиков, затруднен еще тем, что приходится вести его на малой высоте.
>
>>Дважды Герой Советского Союза
>>гвардии майор
>>Луганский С. Д.
>
>>Истребители сопровождения
>Ну и где Луганский написал, что прикрытие штурмовиков требовало боев на высоте? У него в тексте говорится лишь, про необходимость эшелонирования по высоте. А для того,чтобы группы могли взаимодействовать, разница в высоте нужна в сотни метров, но никак не в километры.

Вам только что привели примеры, когда прикрывая штурмовиков эшелонировались до 8 км именно с этажами в километры и вы тут же пишите что "разница в высоте нужна в сотни метров, но никак не в километры"....

Вы в принципе то что вам цитируется не понимаете ? :)
Или в вашем понимании это идиоты писали, а вам виднее как надо ?

Какой смысла в эшелонировании в сотни метров для самолётов которые набирают за боевой разворот километр в вашем понимании ?



>>Выбор был - быть сбитым с кислородом или выжить без него.
>Летчиков не имеющих большого опыта высотных полетов без кислорода на высоте посбивают гораздо быстрее, чем с ним и небольшим добавочным весом.

Логично. Поэтому летали выше те кто имел опыт и мог там летать, о чем и цитаты...



>>Если бы бои на больших высотах были редкостью - в этой ветке не было бы столько цитат из Ворожейкина, а я ещё далеко не все случаи из него процитировал...
>У Ворожейкина было почти 400 боевых вылетов?
>Сколько вы примеров боев на высоте нашли? Три? Офигительный процент высотных боев.

Это вы решили мне пример так называемого передергивания продемонстировать ? :)
Или может вы реально не знаете что Ворожейкин на Х-Г ещё воевал ? :)
Или думаете что я не знаю (цитируя такое количество из него) ? :)

Смотрим:

Боевое крещение получил летом 1939 года в небе над Халкин - Голом. Там совершил более 160 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боев, сбил 6 самолётов лично и 12 в группе. Награждён орденом Красного Знамени.

http://www.leonid-bykov.ru/fight/15.htm

То есть уже в ВОВ у него не 400, а 240 боевых вылетов!

При этом:


С августа 1942 года — заместитель командира, с июля 1943 года — командир истребительной авиационной эскадрильи 728-го истребительного авиаполка 256-й истребительной авиадивизии 5-го истребительного авиакорпуса во 2-й воздушной армии. К январю 1944 года командиром эскадрильи капитаном Ворожейкиным было совершено 78 боевых вылетов. В 32 воздушных боях им лично было уничтожено 19 вражеских самолётов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F0%EE%E6%E5%E9%EA%E8%ED%2C_%C0%F0%F1%E5%ED%E8%E9_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7

В следующие полгода командиром эскадрильи Ворожейкиным А. В. было совершено ещё 28 боевых вылетов с участием в 14 воздушных боях. В результате чего лично им было сбито 11 самолётов противника.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F0%EE%E6%E5%E9%EA%E8%ED%2C_%C0%F0%F1%E5%ED%E8%E9_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7


Как видите цифирки, взятые за конкретные периоды совсем не такие фантастические, как общая... А если учесть что большинство цитат приходиться на "Рассвет над Киевом", описывающий, логично, именно бои за Киев, и там не 3, а скажем где-то 5 описаний боев на большой высоте...

При этом сравнивать надо НЕ С КОЛИЧЕСТВОМ ВЫЛЕТОВ, А С КОЛИЧЕСТВОМ БОЕВ - потому что описываются именно БОИ, а вылеты в которых ничего не происходило не описываются - то получается-то дофига... Где-то четверть даже может боев в 44 получается для Ворожейкина...


>
>>Ну то есть тезис про "нельзя увидеть" снят...
>Снято утверждение, что совсем нельзя увидеть - можно только при благоприятных условиях, отсутствия облачности и желательно наличия спецэффектов в виде стрельбы, пыли или снега от взлетающих самолетов и т.п. Да и то может не помочь.

Ну да, то есть нормальная ясная погода - для авиации нонсенс, я понял вашу идею :)



>Вспомните как американцы у мидуэя пытались свои торпедоносцы прикрыть летая на 6 км и что из этого вышло.
>Прекрасный пример кстати.

Вы, надо полагать, имеете в виду удар с авианосцев ?
И ? В чем проблема с Мидуэем ? В том что вам лень открыть источники и почитать как там было и вы соответствено снова ударяетесь в фантазии ?
Да, фантазировать намного легче, однако посмотрим всё же как было дело:


Куда же девались японцы? Может быть, повернули на север? Или, скорее всего, на юг, ближе к Мидуэю? Ведь главная их задача — захват атолла. Стен Ринг, сделав левый разворот, направился на юг, ведя за собой три эскадрильи — 8-ю бомбардировочную, 8-ю разведывательную и 8-ю истребительную.

Не долетев всего 60 миль до Мидуэя, Ринг понял, что японцев на этом направлении нет. Нужно было возвращаться на «Хорнет», пополнить запасы горючего и вылетать снова. Авиагруппа разделилась — каждая эскадрилья возвращалась на корабль самостоятельно.


Эти истребители сопровождали свои бомбардировщики и торпедоносцы, но они не нашли целей.



В 700 ярдах от авианосца Эсдерс сбросил торпеду и резко бросил самолет вправо, проскочив почти буквально над самым авианосцем. Он заметил, как четыре других «Девастейтора» также сбросили торпеды и один из них врезался в воду почти у самого авианосца. Эсдерс не знал, что случилось с остальными. Он знал только, что в ходе этой атаки 10 из 12 самолетов 3-й торпедоносной эскадрильи были сбиты, и вернуться на авианосец удалось только ему и Корлу.

Находясь на 1 000 футов выше, Джон Тэч мало чем мог помочь торпедоносцам. Он слышал сигнал Месси о помощи, но как раз в этот момент целая орда «Зеро» набросилась на его истребители. «Было такое впечатление, — вспоминал позднее Тэч, — что мы угодили в осиное гнездо». Истребителям пришлось защищать самих себя, предоставив торпедоносцы собственной судьбе.


У этих истребителей нет высоты и "Зеро" легко связали их боем....





Пикиующие бомбардировщики уже скрылись в юго-западном направлении, когда в воздух вышла 6-я эскадрилья истребителей капитана .3-го ранга Джима Грея. Затем начали взлет торпедоносцы «Энтерпрайза», ведомые капитаном 3-го ранга Гейном Линдси. Их взлет завершился в 8.06.

Точно в это же время с «Хорнета» взлетела 8-я эскадрилья торпедоносцев Джона Вальдрона. Подобное совпадение по времени может навести на мысль о тщательной координации действий авиагрупп двух авианосцев. В действительности, ничего подобного не было и в помине. Поднявшись в воздух, летчики одной авиагруппы понятия не имели о том, что делает другая авиагруппа, и уж тем более о том, чем занимаются самолеты с «Йорктауна». Так что, хотя 6-я и 8-я эскадрильи торпедоносцев вылетели одновременно, их действия в воздухе были совершенно не согласованы. Торпедоносцы с «Энтерпрайза» направились вслед за своими пикирующими бомбардировщиками, а торпедоносцы с «Хорнета», развернувшись вправо, пошли более западным курсом.

Обе эскадрильи летели на старых торпедоносцах «Девастейтор». Разница была в том, что в 6-й эскадрилье их было 14 (один торпедоносец сломался в последний момент), а неукротимый Джон Вальдрон вел за собой 15 машин.

Построив свои истребители, Джим Грей огляделся и увидел 15 торпедоносцев, идущих без эскорта. Грей, будучи командиром 6-й эскадрильи истребителей, должен был прикрыть 6-ю эскадрилью торпедоносцев. Не зная, что в этой эскадрилье не хватает одного самолета, Грей решил, что замеченные им 15 машин как раз и являются торпедоносцами с «Энтерпрайза». Он пошел над ними, постепенно продолжая набирать высоту. Перед вылетом он договорился с командирами бомбардировщиков и торпедоносцев, что будет лететь достаточно высоко, чтобы иметь возможность прикрыть обе группы. В случае необходимости пусть они ему крикнут по радио: «Быстро вниз, Джим!» И он появится со своей эскадрильей на нужном участке.

Продолжая полет, капитан 3-го ранга Грей неожиданно увидел еще одну эскадрилью торпедоносцев, идущую сзади них и все более склоняющуюся к югу. Он постарался занять такую позицию, чтобы прикрыть и их, но расстояние между ними все время увеличивалось, и в конце концов Грей махнул рукой, сконцентрировав все свое внимание на тех торпедоносцах, что были прямо под ним. Он, конечно, не мог даже представить себе, что ушедшие в сторону 14 торпедоносцев как раз и составляли ту самую 6-ю эскадрилью с «Энтерпрайза», которую должны были прикрыть его истребители.

...

Капитан 3-го ранга Грей должен был обеспечить прикрытие и пикирующим бомбардировщикам Уэйда Макклуски, и торпедоносцам. Подходя к цели, Грей увидел низко идущие облака. Прекрасно — торпедоносцы смогут использовать это прикрытие, как во время боя в Коралловом море, а он прикроет пикирующие бомбардировщики. Если же что-нибудь случится с торпедоносцами, то ему подадут заранее условленный сигнал, и он стремительно ринется вниз.

Примерно в 9.00 торпедоносцы скрылись под облаками, и Грей их больше не видел. Чуть позднее за дальней кромкой облаков Грей узнал белые кильватерные следы японских кораблей. Следя за противником, истребители начали набирать высоту, удивляясь, куда девался капитан 3-го ранга Макклуски со своими пикирующими бомбардировщиками. Торпедная атака, полагал Грей, по всей вероятности, закончилась благополучно. Сигнала «Быстрее вниз, Джим!» не подал никто.

...

А высоко над облаками продолжала кружиться эскадрилья истребителей Джима Грея. Сигнала от торпедоносцев не было, но если они будут нуждаться в помощи, то дадут его. Грея все более и более беспокоили пикирующие бомбардировщики Макклуски. Куда они могли подеваться? Грей пытался несколько раз вызвать Макклуски по радио, но ответа не было. Он взглянул на указатель расхода горючего и был потрясен: стрелка уже перевалила за половину шкалы. Это означало, что его истребители ничем не смогут помочь пикирующим бомбардировщикам, даже если те появятся. У них не хватит горючего, чтобы вступить в бой с «Зеро». В 9.52 Грей снова попытался связаться с Макклуски по радио. Ответа не было.

Теперь уже было настолько мало горючего, что ничего нельзя было предпринимать вообще, кроме как вернуться на авианосец. Конечно, можно было обстрелять авианосцы с бреющего полета, но если еще придется потратить горючее на набор высоты после атаки, то до «Энтерпрайза» не дотянуть. А результаты обстрела вряд ли смогут оправдать этот риск. Взвесив все за и против, Грей решил, что разумнее вернуться на авианосец и дозаправиться топливом.

Примерно в 10.00, когда 6-я эскадрилья торпедоносцев, истекая кровью, пробивалась к японским авианосцам, 6-я эскадрилья истребителей повернула домой.



Своих подопечных потеряла только одна эскадрилья истребителей и не потому что не видела их - она их видела отлично, а потому что спутала с другой...
Прикрывая же их на малой высоте на F4F истребители сами стали бы мишенями для "Зеро", превосходивших их и в скорости и в маневренности и в скороподьемности...


http://militera.lib.ru/research/lord2/02.html