|
От
|
И.Пыхалов
|
|
К
|
Нумер
|
|
Дата
|
13.05.2011 18:57:06
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
Сапрыкин типичный интеллигент — невежественный, но с амбициями
> http://www.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf
Человек, заявляющий:
«Срок обучения в этих учебных заведениях составлял 7–8 лет, однако, после окончания полного курса начальной школы (то есть еще 3–5 лет). Таким образом общий срок обучения от поступления в школу до выпуска из гимназии составлял в среднем 11–12 лет (многим выпускникам гимназий было 20–21 год)» (Сапрыкин. Указ. соч. С.24)
— либо совершенно не разбирается в предмете, о котором взялся писать, либо сознательно вводит читателей в заблуждение. 11–12 лет в гимназиях учились второгодники, которых действительно было немало. Нормально успевающие гимназисты заканчивали полный курс гимназии за 9 лет.
Обучение в гимназии начиналось с приготовительного класса, куда принимались дети в возрасте 8–10 лет, которые должны были знать первоначальные молитвы, уметь читать, писать, считать до 1000 и производить сложение и вычитание над этими числами. То есть, даже знание таблицы умножения не требовалось. Это не «законченный курс начальной школы», это элементарный уровень знаний, которыми обладают большинство детей, поступающих в нынешние российские школы (за исключением знания молитв).
Полный курс гимназии составлял 9 лет. Но можно было поступить сразу в 1-й класс, или в более старшие классы, сдав соответствующие экзамены. Кстати, на мой взгляд, возможность сдавать экстерном за курс гимназий и других учебных заведений является несомненным плюсом дореволюционной системы образования.
В 1913 году полный курс гимназии успешно окончили 8439 учеников. Из них 17-летних 516, 18-летних 2181, 19-летних 2594, 20-летних 1868, 21 год и старше — 1280.
Однако если взять, например, биографии преподавателей историко-филологического факультета Петербургского университета, пропорции окажутся несколько другими: примерно треть из них окончила гимназию в 17 лет, больше трети — в 18 лет, остальные — в 19, и лишь единицы в 20 и старше.
Сопоставление сроков обучения, учебных программ и самое главное качества обучения в дореволюционных и послереволюционных школах показывает, что советская «средняя» школа, например, являлась преемником не гимназий и других учебных заведений гимназического уровня (общий срок обучения в которых с момента поступления в начальную школу составлял 11–12 лет), а «высших начальных» учебных заведений со сроком обучения (включая начальную школу) 7–9 лет» (Сапрыкин. Указ. соч. С.26).
Насчёт сроков обучения мы уже выяснили, что Сапрыкин заблуждается (или сознательно врёт). А где же это самое сопоставление «учебных программ и самое главное качества обучения в дореволюционных и послереволюционных школах»? Нету его в опусе Сапрыкина. Сплошные голословные утверждения.
То же самое (невежество или фальсификация) можно сказать и о причислении российских военных училищ к разряду высших учебных заведений (Сапрыкин. Указ. соч. С.43).
Ошибка (или сознательный подлог) Сапрыкина состоит в том, что он любое учебное заведение, куда поступают выпускники средних школ (кстати, для поступления в трёхклассные военные училища законченного среднего образования не требовалось), относит к разряду вузов. Но по этой логике к вузам следует причислить, например, современные техникумы. А это будет явно некорректно.