|
От
|
И.Пыхалов
|
|
К
|
Сергей Зыков
|
|
Дата
|
14.05.2011 17:07:14
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
Связано, но не совсем с сословным
>когда возможность получения ВО отсекалась т.о.
«Царское правительство пыталось всемерно сократить в высших учебных заведениях численность студентов-евреев, за которыми прочно закрепилась репутация неспокойного оппозиционно-революционного элемента. В 1887 г. в высших учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в качестве щита от бесконтрольного проникновения в них евреев, для последних были установлены количественные квоты в студенческом контингенте: 10% — для высших учебных заведений, расположенных в «черте оседлости», 5% — для находившихся вне ее, 3% — для столичных. Этот же нормирующий порядок, правда, в различных процентных вариациях, был принят и прочими ведомствами, под крылом которых действовали и высшие школы. Юноши «иудейского вероисповедания» вовсе не допускались в высшие учебные заведения Министерств путей сообщения, юстиции, военного (исключая Военно-медицинскую академию). Им был закрыт путь также и в Московский сельскохозяйственный, Петербургский электротехнический институты.
В итоге еврейская часть российской студенческой диаспоры в различных европейских странах была едва ли не самой внушительной по численности. В первую очередь, это относилось к Германии. Там, по неофициальным данным, после первой русской революции евреи составляли 75% всех студентов из России [10, с. 9]. По свидетельству корреспондента журнала «Русская мысль», в 1911 г. евреи составляли большинство мюнхенской колонии российских студентов, насчитывавшей 696 человек. О том же свидетельствует такой факт: из 235 человек, принявших участие в проведенной в 1911 г. студенческой самопереписи, 191 (84%) анкетированных отнесли себя к лицам еврейской национальности [11, с. 120, 122].
И еще одно свидетельство на этот счет — Н.М. Щапова, в 1906/1907 учебном году слушавшего лекции в Дармштадтском политехникуме: «В Дармштадте было очень много русских студентов, из них, вероятно, 95% евреев... Евреи ехали сюда и из-за невозможности поступить в высшее техническое учебное заведение в России, и из-за черты оседлости, и из-за процентной нормы их приема в России. Среди них были и халтурники (ехавшие за дипломом), и очень дельные». Вместе с тем в Цюрихском политехникуме (Швейцария), куда мемуарист перешел в 1907 г., он встретил «немного» российских студентов, а «евреев среди них мало» [12, с.277]»
(Иванов А.Е. Российское студенческое зарубежье. Конце XIX — начало XX вв. // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. №1. С.94)
Однако были и другие контингенты:
«За границей возобновляли студенческую жизнь и уже дипломированные специалисты, например инженеры, стремившиеся учебой там повысить свой профессиональный статус. «Немецкие техники, механики и химики ценятся часто больше, нежели окончившие технологические институты на родине; нередко поэтому русские технологи стремятся по окончании на год-два за границу, именно в Германию», — свидетельствовал корреспондент журнала «Образование» в 1901 г. [6, с. 20].
Входили в эту категорию и движимые стремлением восполнить пробелы в своем образовании, приобрести новые научно-фундаментальные и прикладные специализации, отсутствующие в российской высшей школе. Они посещали лекции и семинарии знаменитых профессоров, занимались в лучше, чем российские, оборудованных лабораториях, научно-практических институтах, которых в России не было и в помине. Среди таковых был Н.М. Щапов; сразу же по окончании в 1906 г. механического отделения Московского технического училища он «беспрепятственно» поступил в Дармштадтский политехнический институт с правом слушать любой курс лекций по собственному выбору; специализировался там в конструировании водяных турбин. Проучившись в Дармштадте до конца 1906/1907 учебного года, перешел в Цюрихский политехникум, где пробыл до 1909 г. [12, с. 277–278]»
(Там же. С.96)