>>Т.е. Рим изначально закладывался на "единое и неделимое" государство в современном понимании (города в котором лишены политической самостоятельности и объединены одним "правовым полем")? Насколько внове это было для того времени? Восточносредиземноморские империи были устроены подругому?
>>На III в. д.н.э.
>Рим - гражданская община, civitas. В ней правит римский народ, который обладает суверенитетом и создает свои гражданские институты - разные виды собраний, Сенат, магистратуры, армию.
>Народ был неоднороден. После урегулирования патрицианско-плебейского вопроса в нем выделился нобилитет, который монополизировал магистратуры и места в Сенате в руках нескольких десятков семейств и от имени народа раздавал ager publicus (отчужденные у побежденных врагов земли) в аренду нужным людям, вместо того, чтобы устроить дележку поровну между гражданами.
>Граждане, тем не менее, внакладе не оставались, потому что для них создавались гражданские колонии на завоеванных землях, и в эти колонии выводились малоземельные, которые получали хорошие учстки земли и возможность эксплуатировать рабский труд.
>Поэтому олигархи римские с народом до поры (пора наступила во 2 в. до н.э.) особо не ссорились, а римские граждане исправно служили в легионах на благо политики римских олигархов, которые и сами воевали с ними плечом к плечу.
>Это - Рим, суровый и провинциальный.
>В восточной части Средиземного моря были эллинистические государства, в которых время отсчитывали не от основания Города, а от Александра Великого. В них правили наследники тех его военачальников, которые сумели уцелеть в дележе наследства. Они все (кроме македонских Антигонидолв) числились богами и вогзглавляли пестрые территориальные державы, где соседствовали весьма развитые и культурные греческие города с товарным рабовладельческим сельским хозяйством в округе, военные поселения обязанных службой клерухов-македонцев, поместья с роабами изависимыми людьми, местные городские общины, диковатые горские племена и много чего еще.
>Денег у царей было много, и они могли себе позволить очень многочисленные армии, но вынуждены были их распылять на огромной территории. И армии были очень неоднородны по составу, они не были спаянным монолитом. И самое неприятное, политическая культура эллинистических царств со времен еще македонских Аргеадов и последующей борьбы диадохов допускала не только цареубийства и предательства, но и убийства братьев и сестер, отцов и детей.
>При таких нравах не было места для доверия царскому военачальнику, какое оказывало консулу римское правительство.
Можно ли сказать, что, в вопросе взаимодействий с союзниками, Рим был более принципиален, никогда не нарушал взятых на себя обязательств и требовал безусловного исполнения обязательств союзниками, а в эллинистических государствах отношения были более "либеральными" - союзника могли легко кинуть, и кидок со стороны союзника воспринимался как неизбежное зло, типа "ничего личного - просто бизнес".
Т.е., в отличие от Рима, союз с кем либо не предполагал гарантированных "пряников", но и выход из союза не гарантировал обязательного "кнута".
Карфаген в своих отношениях с союзниками тяготел к "эллинистической модели"?
Re: и одно,... - Гегемон09.06.2011 12:19:31 (114, 1346 b)
Ре: и одно,... - Андрей Чистяков09.06.2011 12:30:23 (115, 1054 b)
Ре: и одно,... - Гегемон09.06.2011 12:44:53 (117, 1666 b)
Ре: и одно,... - Андрей Чистяков09.06.2011 13:00:47 (113, 1395 b)
Ре: и одно,... - Chestnut09.06.2011 13:10:15 (102, 1128 b)
Ре: и одно,... - Гегемон09.06.2011 13:09:27 (106, 1939 b)