Снималось это месяца три назад (с тех пор Вассерман успел победоносно продолжить серию и срезаться на 43-й игре).
Теперь по делу:
Зачем Петр ездил в Англию - более-менее понятно. А вот делал ли Петр какие-либо расчеты? Что предлагал считать Кораблестроительный Регламент?
Привожу цитату из моего письма Анатолию
Вассерману:
------------------------------------------
Итак,
Зачем Петр ездил в Англию?
Посмотрим в обычные совецкие словари и энциклопедии и увидим ответ: в Голландии он изучал практику кораблестроения, а в Англии - теорию [1, 2]. В современных терминах, в Англии Петр изучил основы теории корабля, овладел простейшими методами графического изображения корпуса и деталей судна. Его интересовала также организация службы в английском флоте [3].
Чем была теория кораблестроения тогда? Были ли в ней расчеты? До Чапмена и Эйлера корабелы не умели аналитически определять элементы проектируемого судна [4]. Тогдашний процесс проектирования корабля - это составление теоретического чертежа (более примитивного, чем сейчас), постройка модели и их анализ (без всякой математики). Узлы и элементы конструкции, как правило, не только не рассчитывались, но и не чертились.
Вот, например, 20.12.1710 Петр пишет "Разсуждение на присланные чертежи с
Воронежа господ мастеров Козанца и Ная": "Кажутца оные в двух местах поправления требуют: первое, что в буселе меж флака и шхергана кругловато, где надлежит быть площе, понеже плоскота в том месте крепче корабль на парусах от ветра содержит и бейдевинт лутче идет; другое: ватарлинеи и сшхерган к носу остры у обеих чертежей, а наипече у Наева, и то в стоянии на якоре недобро сочиняет, ибо, не имея довольной толстоты напереди, карабль ныряет в воду. Того для мидель-шпангоуту сделан текен с маштапом, почему без убавки и прибавки надлежит новыя карабли делать..." [5, а если честно, то 6 :)].
Т.е. анализируя чертеж, Петр выбирает проектное решение и воплощает его в чертеже (текен с маштапом = чертеж с масштабом).
Можно ли назвать подобную деятельность расчетами? Я, механик с мат-меха, на это пойтить не могу! :)))
И, наконец, ПМСМ единственно полезное - ссылки. Под руководством Петра была создан некий "свод нормативных и расчетно-методических документов, условно называемый Кораблестроительным
регламентом" [7]. Он исследовался в [8, 9, 10], но я сие не читал. Там, я думаю, есть ответ на вопрос - вел ли Петр расчеты.
> >Я настаиваю, что академик Крылов трактовал эту формулировку именно как
> >"расчёт", ибо какие-то формы кораблестроительной графики (от эскизов
> >до разметки на плазе) практиковали, несомненно, и голландцы. При этом
Да, в выданном голландцами Петру аттестате были и чертежи, где-то пунктом
15, после конопатки и связывания.