Немного про Серкиза и Андрея Ивановича, а там же кто кем мог себя ощущать.
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
Первое упоминание личности с именем Секиз (Секиз-бей, без 'р') относится к 1361 году. В этом году означенный Секиз вторгся во владения нижегородских князей в мордовских землях за рекой Пьяной. Слегка повоевав эти земли, и, очевидно, выгнав оттуда представителей нижегородской администрации, Секиз-бей "обрывся рвом, тут седе". Данным предложением в Рогожском Летописце оканчивается сообщение о замятне в Орде, в результате которого Мамай бежал за Волгу, т. е. потерял восточную часть улуса. Как следует из сообщения, Секиз-бей во время всеобщей смуты захватил себе земли в Запьянье, причем постарался обезопасить себя от нападений, устроив традиционное для кочевников земляное укрепление.
Вторично мы встречаем упоминание Серкиза (уже с 'р') в сообщениях о Куликовской битве: Андрей Серкизов назван среди погибших в битве. В синодике Софийского собора в Новгороде он назван по отчеству: Андрей Иванович Серкизов среди павших с дружиной в 1380 г., из чего следует, что его отец был крещен под именем Иван. В синодике Ростовского Успенского собора он упомянут, как Андрей Серкиз.
Мы не можем с точностью утверждать, что Секиз-бей и Иван Серкиз - это одно лицо, но предположить такое можно достаточно уверенно. Район Пьяны был достаточно беспокойным местом, здесь фиксируются крупные столкновения между русскими и ордынцами:
1367 г. - разгром нижегородскими князьями в союзе с суздальскими отряда ордынского князя Булат-Темира, пришедшего грабить нижегородское княжество: русские настигли татар разбили, и за это поражение Булат-Темир был казнен в Орде
1375 г. - разгром Запьянья, которое к этому времени вновь в составе Нижегородского княжества, в отместку за убийство в Нижнем Новгороде посла Сарай-аки и уничтожение его отряда (около тысячи человек). На этот момент, как мы видим, Секиз-бея в Запьянье уже нет. Из этого, если предположить, что Секиз-бей и Иван Серкиз - одно лицо, можно сделать вывод, что он перешел на службу к Дмитрию где-то между 1361 и 1375 гг. Очевидно, именно тогда он принял православие вместе с сыном и получил в кормление села: топонимы с "Черкиз" фиксируются в районе Москвы по крайней мере в4-5 местах. По всей видимости, тогда же принял православие и его сын.
Согласно Родословной Книге князя Оболенского, от Андрея Серкизова выводят свой род князья Старковы. По этому сообщению, у Андрея было по-крайней мере два сына. Интересно то, что везде поминается именно Андрей, а не Иван, хотя для прочих родословных было характерно выводить род именно от первого пришельца ну Русь - из немцев ли, или из татар, или из Литвы. Почему здесь род ведут именно от сына - мы сказать не можем. Возможно, Иван умер рано и ему наследовал сын, возможно сказалась героическая смерть Андрея на Куликовом поле.
Кем ощущал себя АНдрей - русским или татарином, сказать сложно. У нас есть интересный источник: "Повесть о царевиче Петре", в котором описывается жизнь чингисида, принявшего в Ростове христианство. Из этой повести следует, что татарский царевич, пусть и приняв православие, продолжал считать себя потомком Чингисхана и при первой же возможности воспользовался своим статусом, чтобы приструнить татар, пошедших в набег на Ростов. Возможно, что Иван также считал себя скорее татарином, чем русским, и возможно именно поэтому род ведут именно от АНдрея, который в глазах потомков являлся уже полноценным русским. Были ли у Андрея в отряде татары? Вполне возможно. несмотря на то, что между уходом из ОРды и сражением прошло 19 лет, воины, которым в момент ухода на Пьяну было 18-25 лет вполне могли участвовать в битве, хотя, скорее всего, они также были крещены - это было бы естественным с учетом того, что крестился их господин. Второе поколение этих крещеных татар уже, несомненно, ощущало себя русскими.
И. Кошкин
Спасибо! - Пехота19.06.2011 16:50:56 (285, 2182 b)
Re: Спасибо! - И. Кошкин19.06.2011 20:27:40 (291, 2312 b)