От И. Кошкин Ответить на сообщение
К Alexus Ответить по почте
Дата 29.06.2011 21:09:52 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Вообще, надо учитывать, что эти картинки рисовал не очвеидец - они сделаны...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

"по мотивам", в частности русские - по мотивам Герберштейна:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/Herberstein_Muscovy_3cavalry.jpg



Последний, в частности, упомянул, что московиты круто управляются с конем, держа одновременно в руках лук (в левой руке), плеть (на темляке на левой руке), стрелу (в правой руке), саблю (на темляке левой руки), и повод (прорезанный, надетый на палец), и всем этим ловко управляются (это все прекрасно отображено на гравюре). Аффтар этих веселых картинок какбэ слышал вон и решил это как-то отобразить, но сделал это совершенно несуразным образом: у него на темляке висит сабля, и этой же рукой всадник держит топор - другое оружие ближнего боя! Ситуация совершенно бредовая, у Гербештейна русский всадник мгновенно переходил от стрельбы к травле с расстроившим ряды, раненым или потерявшим разгон противником, поскольку воевал по-татарски, В данном случае джигит какбэ думает: "Чем бы почтить дорогого гостя, а то саблей рубить жалко, Уе...у-ка я его топором!".

Далее, Гербештейн представил на своей гравюре русских, одетых в тегиляи, точно ухватив основной смысл этого доспеха: его защитная функция проистекает из толстого слоя ваты, либо льняного очеса, словом, плотного, вязкого материала, который набит очень большими комками, поэтому "квадратики" на гравюре, во-первых, крупные, во-вторых - пухлые. Наш же художник тегиляев не видел, но видел джеки - распространенное среди быдла и бандитов, впрочем, и среди других европейских вОяков, зашитное средство, в которым основную защитную функцию играли все-таки жесткие элементы наполнителя: обрывки кольчуг, металлические пластины и т. д., отчего джек имел гораздо более частую простежку. Именно такой "длинный джек" вместо тегиляя и изобразил художник.

Обратим также внимание, что художник не представляет, как стреляют из лука с коня, поэтому у него тул висит на левой стороне, а налучье - на правой. У Герберштейна элементы саадака расположены правильно. При этом в одном случае налучье расположено правильно - у чувака с топором, а вот у чувака с копьем повернуто в обратную сторону.

С копьем также отдельная смешная история. Герберштейн упомянул, что московиты употребляют и "копья", очевидно, подчеркивая этим, что это не слишком распространенное оружие. Это действительно так: высокая посадка не способствовала устойчивости и не позволяла нанести правильный таранный удар, хотя на гравюре, где весьма хорошо изображено вооружение русских, есть седла, которые имеют достаточно высокую заднюю луку, что дает основание предполагать, что некоторые знатные воины могли воевать копьем "на литовский манер". Автор же, решив изобразить московитского копейщика, не нашел ничего лучше, чем сунуть ему венгерское копье с шарообразным утяжелителем-противовесом, такое копье использовалось и поляками в то время. Однако делать вывод, что подобные копья применяли русские на основании этой картинки - неправильно, ведь автор просто механически сунул восточному всаднику что-то восточное. Это как если бы нарисовать всадника кавалерии северян с томагавком - ведь все с одного континента, все рядом терлись, ну мало ли. Точно так же механически перенесен на русского и щит-крыло - в русской изобразительной традиции таких нет, Герберштейн вообще не упоминает щитов - даже в судебных поединках, на которые русские профессиональные поединщики (сильные, но плохо владеющие оружием) выходили закованные в доспехи с ног до головы.

Отсюда же и смешная плеть, которая у Герберштейна тоже "не имеет аналогов".

Вывод: данные картинки не могут служить источниками реконструкции доспехов русского воина 16-го века.

И. Кошкин