>>производством Т-28 был занят только один из цехов КЗ который до этого выпускал краны, поэтому разумеется пришлось собирать для этого цеха станки, но чего в этом необычного?
>
>Необычного ничего, но у мну создается впечатление, что топикстартер слегка так упустил из виду, что Т-28 производился на одном из крупнейших на тот момент заводе, при этом его производство потребовало массированого вливания станков, как путем "перераспределения ресурсов" внутри СССР, так и закупок за границей - и все равно исчислялось десятками в год.
у Коломиеца стоит что цех М2 выпускал до этого в небольшом количестве "драги, поровозы и подьёмные краны", его оборудование было "старым и неприспособленным".
За реконструкцию цеха взялись только в 1933м, цель специальный танковый цех, до 150 машин в год и аж целых 8 специальных сборочных мест, тоесть обьём производства Т-28 был изначально ограничен.
Это были планы, реально цех только в начале 36го был освобождён от других заказов.
Большевик и ХПЗ, вот там уже в начале 30х существовало специализированное танковое производство с кадрами которые имели опыт танкостроения, и перераспределение ресурсов с закупкой станков за границей.
>>Производство Т-26 и БТ тоже совсем не на пустом месте возникло и тоже требовало станки и квалифицированных рабочих.
>
>Разумеется. Но производить легкий танк до 10 т и средний за 25 - это, как показывает история налаживания выпуска Т-34 на этих заводах, весьма разные задачи. И дело тут не просто в сокращении выпуска, а в том, что часть "узких мест" эти заводы без массированого вложения средств и кадров не потянут в принципе.
переход на производство Т-34 прошол сравнительно быстро, проблемы были главным образом в новых технологиях и несовсем отработаной конструкции танка.
Массированные вложения для лёгких танков необходимы тоже, 1000 БТ-7 в год это конечно дешовый корпус и наверно ходовая часть, с другой сторонны станки и кадры для производства 1000 комплектов трансмиссии и КПП в год, и 1000 моторов, большии производственные площади
>>цена Т-28 отражает его более высокую трудоёмкость
>
>И что, у Харькова и СТЗ она будет меньше?
это значит квалифицированные рабочии данных заводов построят меньше Т-28 чем БТ.
Хотя скорее всего на ХПЗ можно было развернуть под Т-28 уже в начале 30х более мощную производственную линию чем в цехе М2 Кировского Завода, танковое конструкторское бюро для сопровождения производства БТ было также мощьнее чем на Кировском. Тоесть ХПЗ действительно теоретицки могбы строить дешевле.