От Сибиряк Ответить на сообщение
К Д.И.У. Ответить по почте
Дата 10.12.2011 17:31:41 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Современность; Версия для печати

Re: А есть...

>То есть где-то в 7-9 веках, безвестным образом валашские пастухи выселились почему-то с мезийских Родоп и полностью завладели Южными Карпатами, преодолев заселенные кочевыми болгарами вперемешку со славянами равнины с двух сторон нижнего Дуная.

7-9 века - это как раз века всеобщей славянизации на просторах Восточной Европы. Если какие-то романцы и были к северу от Дуная в это время, то скорее всего растворились в славянской среде, разделив судьбу прочих дославянских народов, остатков германцев, и даже господствоваших в тот период кочевых этносов степного происхождения.

К Югу от Дуная влахи как этническая группа с определенной хозяйственой специализацией (полукочевое горное скотоводство) надежно фиксируются с конца 10-го века, и только в середине 12-го века появляются первые сообщения о влахах к северу от Дуная, и из этих сообщений совсем неочевидно, что упоминаемые в них влахи принадлежали уже к постоянному (а тем более древнему) населению Карпатского региона. В эти века, по-видимому, и началась постепенная миграция влахов на север от Дуная.

>Несерьезно это выглядит. И само безвестное шастанье на север, в самую варварскую глубь, через земли, заселенные доминирующими славянами и болгарами. И безвестное вытеснение и подчинение предшествующего карпатского населения - поскольку Юж. Карпаты никак не могли оставаться абсолютно безлюдными на протяжении нескольких веков.

к югу от Дуная влахи занимали экологическую нишу, не занятую славянами-земледельцами, к северу от Дуная такая ниша тоже существовала. А вот дальнейшая романизация страны действительно требовала особых условий. ИМХО, это стало возможным в монгольский и турецкий период, когда ослабление славянских элит позволило возвыситься иноязычной элите. Впрочем, во втором болгарском царстве влахи тоже уже играли выдающуюся роль. По-видимому, к югу от Дуная определяющую роль в удержании славянством своих позиций сыграл более высокий уровень городской жизни и более выскокая плотность змеледельческого населения, чем к северу от Дуная.

>Такие переселения, с последующим господством на новой территории, всегда происходят в условиях хотя бы кратковременного организационного и военного превосходства, если не качественного, то количественного - благодаря вторжению большой компактной массой.

в ситуации на Балканах, полагаю, значительную роль сыграли также внешние факторы, способствовашие смене элит.

>В данном случае, о таком валашском вторжении не могло быть и речи. Во всех аналогичных случаях подавляемое туземное население старалось, напротив, спастись от варваров к морю, а не двигаться им навстречу.

по этой причине мы и находим влахов впервые в Фессалии на периферии славянского расселения. Албанцы, кстати, также сохранились в той же примерно географической области, занимаю аналогичную хозяйственно-экономическую нишу.

>"Классическая" версия намного правдоподобнее - романизированное население как образовалось в Южных Карпатах при Антонинах (2-й век н.э.), так и оставалось там, дичая постепенно и то спускаясь на окружающие равнины, то спасаясь обратно в горные леса.

эта версия очень романтическая (как и с крымскими готами), но маловероятная. Области к северу от Дуная в период поздней античноcти населяло множество самых разных народов. Римляне среди них конечно же были - если не остатки населения римской Дакии, то пленные, угоняемые из Мезии и Фракии теми же готами, а потом и славянами. Эти римляне безусловно должны были составлять наиболее культурное ядро в этом конгломерате народов. Однако, после славянского расселения на просторах восточной Европы за исключением окраинных районов не осталось ни одного реликта дославянского населения. Если бы карпатские влахи являлись таким реликтом, сохранившимся вблизи эпицентра и важнейших путей славянского расселения, то возникает вопрос почему сохранился именно наиболее культурный этнос, обратившийся при этом в достаточно примитивных пастухов? Почему не сохранилось в Карпатах ни одного другого реликта, изначально занимавшегося горным скотоводством?

В случае южно-дунайской версии все эти проблемы решаются легко и просто. Романизация к югу от Дуная протекала дольше и глубже, чем в Дакии, и к приходу славян была в основном завершена. Поэтому и горные пастухи, наиболее длительно противостоявшие славянизации, были романоязычны. И там же на периферии славянского расселения сохранился, как я уже говорил, и другой реликт - албанцы, устоявшие не только перед славянизацией, но и перед романизацией в римский период.

ну и есть еще конечно стандратный набор аргументов в пользу той или иной версии, представленный на вики (на мой взгляд, на немецкой вики вопрос изложен значительно лучше, чем на русской)