От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.12.2011 11:59:14 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Флот; Версия для печати

Почему не нашли широкого применения боевые "катероносцы"?

Имеются ввиду транспорты носители боевых (в первую очередь разумеется - торпедных) катеров.

Зародились они в 19 веке и были успешно примененные ("Великий князь Константин").

Следует упомянуть также опыт вооружения броненосцев ("Ретвизан". "севастополь" и т.д.) минными катерами, хотя в русско-японскую войну им пришлось дейстовать все таки автономно хотя по некоторым данным даже и успешно.

В дальнейшем этот опыт был скоре отвергнут. Считается что причиной тому с одной стороны усилившаяся противоминная артиллерия боевых кораблей, с другой - улучшившиеся характеристики (мореходность, радиус действия)самих катеров.

Уже в ПМВ итальянские катера совершали морские переходы на буксире миноносцев, а не на борту минных транспортов или боевых кораблей.

В дальнейшем же концепция условно сохранилась лишь в виде плавбаз катерных тральщиков (Германия), вооружения вспомогательных крейсеров (Германия) - причем имело место успешное применение катеров в океане ("Михель") и, главным образом в виде штурмовых транспортов, где катера уже были десантными (США, Япония).

Почему так? Насколько я знаю в 20-30-е годы концепция прорабатывалась. Но не нашла практического выражения.
ТКА оставались кораблями прибрежного действия, хотя "минные транспорта" давали им возможность выхода в океан.

В части кому и зачем это нужно?
Во-1х более широкое и массовое их применение немцами на коммуникациях - прежде всего на рейдерах. В описании действий неоднократно встречаются случаи когда при встрече с неохраняемым конвоем рейдер физически не успевал уничтожить рассыпавшийся конвой. Применение ТКА обеспечило бы возможность одновременого преследования нескольких судов.
Во-2х для СССР это моглобы отчасти восполнить малую дальность и мореходность Г-5 и обеспечить им возможность действия за пределами финского залива на Балтике и для набеговых операций на побережье 9вкл. зону проливов на ЧМ).
В-3х чем то близкие по своим возможностям к ранним авианосцам (да, это полемический загиб :)- подобные корабли не лимитировались ограничениями соглашений.
В-4х разумеется использование для диверсионных операций, включая применение радиоуправляемых катеров и сверхмалых ПЛ.

В предельных случаях можно рассмотреть некие универсальные корабли, или даже транспорты-доки способные нести и/или гидросамолеты, ТКА, малые ПЛ, артиллерийские лихтеры (ну и разумеется КТЩ и ДКА) - сменяемые по текущим задачам.