|  | От | Андрей Белов |   | 
| К | Андрей Белов |   | 
| Дата | 23.12.2011 21:54:03 |   | 
| Рубрики | 1941; |   | 
Рабочие  материалы . Часть 4. т/х. Армения.
Часть 4 . 4- 6 ноября ...
 04 ноября .1941 г.
Рейс начался в 05 часов 40 минут 4 ноября 1941 года. Теплоход с военными грузами и маршевым пополнением вышел из Туапсе в охранении эсминца «Способный» и тральщика «Груз». Из-за неисправности машины в 11.00 «Армения» возвратилась в Туапсе, охраняемая тральщиком и двумя сторожевыми катерами. После краткого ремонта транспорт вновь покинул «Туапсе» в охранении эсминца «Сообразительный». Командир «Армении» следовал по предписанию в Ялту, а на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и силой повернули транспорт в Севастополь. 
Приказ вице-адмирала Г. И. Левченко от 4 ноября 1941 года:
«В состав войск Севастопольского оборонительного района включить: все части и подразделения Приморской армии, береговую оборону главной базы Черноморского флота, все морские сухопутные части и части ВВС ЧФ по особому моему указанию.
Командование всеми действиями сухопутных войск и руководство обороной Севастополя возлагаю на командующего Приморской армией генерал-майора Петрова И. Е., с непосредственным подчинением мне».
5  ноября  1941 года 
Теплоход  Армения   подошел  к Севастополю при средней скорости  10  узлов  в  12.00 -12.30  
Транспорт «Армению» перевели в Корабельную бухту, к причалу артмастерских и продолжили погрузку людей. Раненые и медики грузились и по узкому трапу с правого борта, и с катеров по левому борту. Напряжение на борту теплохода росло, так как людей скопилось огромное количество, а выход судна перепланировали с 19.00 на 17.00. Ускорение отправки лайнера было вызвано поступившими из Ялты сообщениями. В них говорилось, что в городе собралась крупная группа эвакуируемых работников партаппарата города и области, но вывозить их не на чем. 
Военный совет ЧФ решил и их эвакуировать на «Армении», хотя имелись под загрузкой лайнеры «Грузия» и «Белосток», грузовые транспорты.  
Членами Военного совета были:
 дивизионный комиссар Н. М. Кулаков, 
секретарь Крымского обкома партии В. С. Булатов, 
Полковник И. М. Величенко, бывший специалистом по скрытной связи при командующем Черноморским флотом:
«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н. М. Кулакову, что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать... выбор пал на «Армению», и она пошла к своей гибели...».
Полковник медслужбы А.И. Власов:
«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя…».
Уже в море «Армении» приказали подойти к Балаклаве, где у берега к ней причалили катера НКВД, с которых были перегружены деревянные ящики. На борт поднялись и сопровождающие.
«Судя по найденным в архивах документам, НКВД вез какой-то очень ценный груз. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации с Крымского полуострова всего наиболее ценного на Кавказ. Но что именно они грузили – неизвестно».
«Недавно противник ворвался в Крым и перебросил туда свою авиацию. Поэтому проходить вблизи крымских берегов мы могли только ночью. Днем приходилось держаться в 40, а иногда — в 60–80 милях от берега.»  Ворков С.С. - командир Эм. Сообразительный.
--------------------------------------------------------------------------
	Иногда складывается впечатление, что «комментирующие и знающие»  люди  считают  моряков сборищем  безграмотных кретинов, ходящих в море по глобусу, не знающих  элементарной логики и совершающих шизофренические  действия  , что впору и усомниться  в  их  вменяемости.  Бог им  судья. 
Хотя  довольно  сложно  встать  на кнехт в 5 бальный  шторм и пи..еть  океану «Я конечно же понимаю Вашу позицию , но прошу принять и мои аргументы!!!». 
	С  этого  момента  основные  моменты  временные  интервалы, приводимые  мною,  могут  считаться ориентировочными(+/- 1 час), так как  фактические  данные о перемещении теплохода  находятся  на  дне  Черного  моря в его вахтенном  журнале и ни где более — ни в каких  архивах  вы это не найдете. Приказы и распоряжения  носят общий характер. Временные  характеристики  определяются  по  реальной ситуации — по  факту исполнения (чаше - по воспоминаниям очевидцев). 
4 ноября  1941 года.
15.00 — 16.00  - Выход  в  Севастополь  в  охранении эсминца Сообразительный. На  борту  - маршевое пополнение, военные  грузы в грузовых трюмах. Курс  проложен на расстоянии  40 миль от берега.
21.00 — 22.00   Получение  радиограммы  Плаушевским  о необходимости захода  в Ялту  и  эвакуации  симферопольского партактива. Инициаторы  радиограммы -  ЧВС  Кулаков и  первый секретарь В.С.Булатов. 
24.00 -  ориентировочное время  принятия решения Ворковым  об  выполнении  приказа флота о доставке маршевого  пополнения  и  доставке груза и игнорировании  указаний- требований   «сухопутной  администрации».
5  ноября  1941 года  
09.00 — 10.00   -  Заход  конвоируемого эсминцем Сообразительный  транспорта  Армения  в Севастопольскую бухту. Приказ о переходе транспортных судов  только  в ночное время  выполнен командиром эм. и  капитаном  теплохода. 
11.00   -  ориентировочное  время  начала разгрузки  маршевого  пополнения . Начало разгрузки  грузов  из  трюмов Армении. «Справочником  по речному  флоту»  образца  1953(зелененький такой ) года  на разгрузку трюма №2 и №1  (с учетом еще и коэффициентов  трудоемкости) — трюмы  сложной  конфигурации -  для того чтобы  застропить груз его  еще надо подтащить  к грузовому  люку  -  отведено  от 6 до 12 часов. Если маршевому пополнению достаточно только сойти на берег, то  разгрузка судна  скорее всего продолжалась до  ночи  6 ноября. 
В  течении  дня  5 ноября - 
получено  начальником отделения Главной базы   приказание… «госпитали и лазареты свернуть».  Начат  демонтаж оборудования и  подготовка к эвакуации персонала. 
День 5 ноября 1941 года  -  Кулаковым и Булатовым получено извещение из Ялты , что  их  требование о  предоставлении  транспорта для эвакуации  капитаном  теплохода не выполнено. Теплоход обнаружен в Севастополе под разгрузкой.
6 ноября  1941 г.
9.00 -12.00 -  Ориентировочное место стоянки теплохода Армения  - Карантинная  бухта (но пока этот вопрос мною не до конца уточнен). Начат прием  эвакуируемых  из Севастополя  жителей , семей моряков. 
12.00  (Время ориентировочно) -  принятие решения руководством флота (Октябрьским) под давлением  
Симферопольского  партийного  актива, 
Сотрудников НКВД , занимавшиеся  эвакуацией  ценностей и  архивов.(получивших приказ  еще 5 ноября )
о  предоставлении  транспорта  для  их  нужд.
Планировавшийся  на 19.00  (темное время  суток) уход  из Севастополя  волевым решением срывается (почему -  будет написано позже). 
12.30 -13.00 -  Перевод  теплохода Армения  в Корабельную  бухту  (поближе  к Севастопольскому военно-морскому госпиталю ).  Начало  ускоренной   загрузки  теплохода 
Помимо раненых  и  больных  в  теплоход  Армения  в грузовые  трюмы  загружается иностранное оборудование , которое  в СССР  никогда не производилось  - рентгеновские  аппараты .. и.т.п.  Флотское  медицинское руководство стремится вывезти  по максимуму  оборудование , которое необходимо  не для  первой помощи  раненым, а которое закупалось  за золото и  имеет  реальную  ценность  для  реабилитации больных  со сложными ранениями в случаях  продолжительного  лечения.  Никаким «драпом»  и истериками  тут и не пахнет.
Вместе  с оборудованием  эвакуируется и обслуживающий его  персонал.  Иначе это оборудование — просто груда железа. 
Загрузка  производится с двух  бортов 
	Как то немного  в стороне остался  вопрос  погрузки судна. Здесь опять надо вернуться  к  кадрам  фильма  «Сокровище  погибшего корабля». На  7 минуте  актриса  поднимается  на  борт  Армении  по  узкому  качающемуся  трапу. Именно  по такому  трапу (их  всего 2 — по одному с каждого борта) и  шла погрузка  людей  больных и раненых. Это не  широкая  аппарель, куда можно вкатывать  носилки  - толпами грузить людей. Кроме  того  - трап не предназначен  для  погрузки  раненых.  У  него  нет  широкой  площадки в районе  палубы  для  разворота  носилок (8 минута  фильма). А  между тем  - раненого надо  сначала  
двоим на  трап  занести , 
донести до  верхней  площадки  
развернуть  носилки  под 90 градусов 
внести раненого  на  борт  корабля.
	Такая  мелочь  учитывалась  позже при проектировании  пассажирских судов  , которые в военное время  должны  были проходить переоборудование в госпитальные  суда. И на это обращалось особое внимание -  скорость погрузки должна быть высокой.
	Феерические фантазии о  возможности  по такому трапу  загнать  на судно за  4 -5 часов погрузки  5000 человек , раненых и  полуздоровых, еще  женщин и  детей с чемоданами (семьи  моряков) пусть останутся на совести  тех, кто  так   безграмотно  фантазирует.
	Не выдерживает никакой  критики  бред , связанный  с  быстрой погрузкой  людей  с  воды  - катеров  у другого  борта. Погрузка  со  второго борта  велась  также  как и  с  берега. С одним  исключением — опущенный  вниз на талях  пассажирский  трап  опирался на  качающуюся  палубу  катера. Принимая во внимание  
ограниченную  пассажировместимость катера  , 
необходимость  сходить  к берегу  за  следующей  партией  эвакуируемых. , 
время  подхода и швартовки  к борту  и к берегу 
верить в шизофренические чудеса  с забросом на  борт  с катеров  1000 человек здравый смысл отказывается.
В  конечном итоге   6 ноября  1941  года 
 теплоход Армения  покинул  Севастопольскую  бухту  в 17.00  курсом на  Балаклаву.
На  борту теплохода  находились
300 раненых(при  возможности принять 400 — это явный недогруз за счет сокращения времени  погрузки на 2 часа).
медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя 
2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали,
санитарный склад №280, 
санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 
5-й медико-санитарный отряд, 
госпиталь от Ялтинского санатория. 
часть медперсонала Приморской и 51-й армий, 
эвакуированные жители Севастополя, дети и родственники   моряков.
Почему  17.00, а не  19.00  -  требование  сотрудников НКВД , отвечающих  за эвакуацию  ценностей. 
Два  часа  накинули  на  
обход  оборонительного минного заграждения
подход к Балаклаве 
приемка груза  у Балаклавы. 
Временные интервалы  реальные и выполнимые. 
Вечер  6 ноября 1941 года ..
С этого момента  флотское командование на  судьбу теплохода уже не влияет. В  его маршруте  заинтересованы  две  силы  Симферопольский  партактив  и  НКВД.
Маршрут  удовлетворял  всех (кроме флота разумеется). 
Первым  делом  - заход  в Балаклаву. 
Возникает  вопрос  , зачем???  Почему не  в Алупку , в Форос ???
	Кто  был  в Балаклаве  - прекрасно знает, что зайти в бухту  судну  больших размеров  достаточно непросто. А тем более еще и выйти из нее в  ночное  время. Маневренностью  теплоход  Армения  не отличался (судно  линейное — ходит  по  линии , отдельных  требований по повышению  маневренных качеств  судна не  было). Стоял обычный  полубалансирный  руль в  единственном  экземпляре. 
Далее -  какие  госпитали  в Балаклаве  ???  Кого  грузить???  Балаклава находится в стороне от  Севастополя. Хочешь  эвакуироваться — иди  в Севастополь.  Все  что  могла  предложить  эвакуирующимся  база  в  Балаклаве — это  морские  охотники сил НКВД.Все  сходится  , когда  принять во внимание , что  Балаклава  была  нужна только  сотрудникам  НКВД. 
Как  известно — катера  морпогран отряда  , несмотря на  свой  «флотский»  статус   имели  тоже  самое  двойное подчинение. Таким  образом  получается , что сотрудник НКВД, отвечавший  за  эвакуацию  ценностей  использовал  для  этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.  
Груз был  доставлен  в Балаклаву — подальше  от  Севастополя и передан  сотрудникам НКВД. Погружен  на  пограничные  катера  с сопровождающими  и передан  на «Армению»   сотрудникам НКВД , отвечавшим  за перевозку ценностей. Как  видно  из  этой  выкладки — никакого отношения  к данной  операции флотское  руководство не имело. 
	Единственное , что оставалось  Октябрьскому — слать телеграммы  капитану  судна  уже с пожеланиями, а не приказами. Маршрут  Армении  он изменить уже не мог. Судно у него   реквизировали.
Продолжение  следует ...