|
От
|
Николай Манвелов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
23.12.2011 12:16:05
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
О гибели корабля "Лефорт" в 1857 году
Привет
Сижу и читаю официальный отчет о гибели в сентябре 1857 года линкора «Лефорт» со всеми находившимися на борту. Интересные подробности выясняются (раньше я ими как-то особо не интересовался и в суть дела не вникал).
Итак, имеем из Станюковича («Вокруг света на «Коршуне»):
«И ей, как нарочно, припомнилась ужасная гибель корабля «Лефорт», бывшая три года тому назад и взволновавшая всех моряков... В пять минут, на глазах у эскадры, перевернулся корабль, и тысяча человек нашли могилу в Финском заливе, у Гогланда. И ни одна душа не спаслась...».
Согласно рапорту командовавшего отрядом контр-адмирала Нордмана, 10 сентября в 7.23 утра во время следования в Кронштадт из Ревеля (должны были быть пароходы-буксировщики, но линкоры «Владимир» (флагман), «Не Тронь Меня», «Императрица Александра», «Лефорт» и «Память Азова» пошли самостоятельно. Погода начала резко портиться, одним из очень сильных шквалов начавший одновременно со всеми поворачивать «Лефорт» вдруг резко положило на борт («крен был ужасный»), «опрокинулся, и в несколько мгновений его не стало; потом он вдруг всем правым бортом еще раз поднялся, но вслед за тем исчез».
Глубина была около 31 сажени, отряд встал на якорь и отстаивался 53 часа до прихода пароходов из Кронштадта.
Учредили комиссию стали выяснять.
Выяснились следующие интересные вещи:
1. Командир линкора Кишкин отмечал, что будет готов к выходу в Кронштадт «идти на буксире парохода, если даст порт все средства». Как видим, речь о походе своим ходом под парусами не шла.
2. На корабле находилось 13 офицеров при 1 юнкере, 743 человека унтер-офицеров и рядовых, 53 человека семейств рядовых и унтер-офицеров, а также 17 детей. При этом, строевых офицеров было ничтожно мало – командир (капитан 1-го ранга), 3 лейтенанта, 2 мичмана. Это на почти 750 членов экипажа!
3. Выживший в результате катастрофы (заболевший и оставшийся в Ревеле) лейтенант Ренненкамфп свидетельствовал, что пушечные порты закрывались исправно, перегруза не было и никакой торопливости в снаряжении корабля не было. Заболевший и отравленный в госпиталь артиллерийский унтер Худяков сие подтверждает. Это подтверждают командиры, офицеры и матросы других боевых кораблей, единодушно отметившие полный порядок на линкоре.
4. Как отметил контр-адмирал Нордман, жалоб на какие-то проблемы от Кишкина он не получал. При этом, командиры «Не Тронь Меня» и «Императрицы Александры» указывали на плохое состояние такелажа (в том числе – бегучего), который Ревельский порт не заменил. По официальным данным, весь такелаж был отпущен на «Лефорт» в 1854 году.
5. Известно, что по итогам кампании командир жаловался на то, что корабль сильно течет (он вступил в строй в 1837 году), в результате в 1856 году была проведена конопатка. Ревельский порт утверждал, что перед выходом в Ревель были выполнены все требованные работы.
6. Наиболее возможной версией признавалось скопление воды в палубах, что не было вовремя оценено экипажем. В результате сильный крен мог привести к гибели корабля.
Николай Манвелов