От Ларинцев Ответить на сообщение
К Андрей Белов Ответить по почте
Дата 28.12.2011 22:36:07 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

Дополнение по "Армении"

От А.Я.Кузнецова

Поскольку у народа возникли замечания и вопросы, вот несколько
моментов:

1. Данные о номерах катеров эскорта, местах и обстоятельствах атак и о
погоде я подчерпнул в оперсводках штаба ОВР ГВМБ ЧФ. Вот отрывок об
"Армении" и СКА №0122:
"... ТР затонул за 4 минуты в Ш-44˚15',5 Д-34˚17'. Спасены 6 человек.
СКА возвратился в ГБ. Погода в районе гибели ТР, ветер Зюйд Вест 8
баллов, море 7 баллов." Данные о погоде кем-то, скорее всего
адм. Фадеевым, подчеркнуты карандашом.
Почему он подчеркнул, можно только гадать. То ли это сообщение
показалось ему сомнительным, то ли объясняло, почему спасены 6 человек, а не 60.
Чтобы судить о достоверности данных о погоде, нужно бы еще посмотреть
другие донесения.

2. По торпедной атаке в такую погоду:
Согласен, погода некомфортная. Хотя, например, "Хроника" по СФ за 13.9.42 перед описанием атак по PQ-18 сообщает, что
погода была тоже так себе: ветер 4-6 баллов, море 4-5 баллов.
Однако же торпедоносцы летали и добились нескольких попаданий. Я, конечно,
понимаю, что Баренцево море большое и м.б. в месте атаки был полнейший
штиль. Но всё же хотелось бы уточнить, какая именно там была погода.
И еще: м.б. кто нибудь разбирался и скажет: если торпеда удачно вошла
в воду и достигла заданной глубины в несколько метров, насколько
волнение на поверхности может помешать ее нормальному ходу? Сам я ни
на чем не настаиваю.

3. ТР "Ворошилов" и "Коммунист" оказались в р-не бухты Ласпи,
т.к. шли по ФВК №1 или №2 (самые восточные фарватеры). Там дальше по пути эта бухта и находится.
Не все же ФВК-3 пользовались.

4. Насчет постановки мин у м.Айя. Незачем фантазировать там, где можно
воспользоваться точными данными. Люфтваффе летом 1942 года сообщили флоту (мор.
коменданту Крыма) летом 1942 точные данные о своих постановках у
нескольких портов, в т.ч. и у Севастополя. Эти данные нужны были для
организации траления, поэтому содержали информацию о типах мин,
взрывателей и т.п., и даты постановок. Так вот, последняя постановка
до 1.1.42 случилась 2.11.41, за 5 дней до "Армении". Кроме того, в
этот период использовались только мины LMB. А они были парашютные,
т.е. спутать их с торпедами было тяжеловато. Кроме того, мины днем не
ставились, как уже отмечалось.
А любители косвенных доказательств пусть посмотрят на карту с глубинами в р-не м.Айя, на "кромку
заграждения" и подумают, какой смысл пытаться перекрыть всего 5-10%
ширины фарватера, если никто не мешает судам идти по
безопасным от донных мин глубинам (наши были в курсе насчет безопасных глубин). И зачем
это немцам, которым, по их собственным заявлением, не хватало ресурсов
даже для нормального минирования севастопольских створов.

5. Т-504 "Работник" погиб не 5.11, а 2.11. И в оперсводку ОВР
это попало 2.11, так что никаких опечаток. Поэтому зловещая
III./JG77, прибывшая 4.11, в данном случае не при делах. И координаты указаны
неверные. Но, как я понимаю, скучные факты настоящей теории не помеха.

PS. Я сам гибель "Армении" специально не изучал, поэтому больше мне
добавить нечего. Единственно, надеюсь, что после информации об
объектах атаки в бухте Ласпи исследователи больше не будут отправлять
"Армению" из Ялты в сторону Севастополя.

А вообще хотелось бы почитать чье-нибудь исследование по этой теме. Но не очень
инновационное, а просто нормальный анализ с опорой на наши и немецкие архивные
документы, на установленные факты. Всё-таки избранные вырезки из
мемуаров очевидцев - это источник своеобразный.

Кстати, вот здесь несколько новаторских теорий гибели "Армении":
http://mu-rena.ya.ru/replies.xml?item_no=393
Особенно впечатляет та, где транспорт с беженцами погубили по
приказу Сталина. Можно создать яркий образ: тиран прямо с мавзолея во
время исторического парада отдает злодейский приказ. Дело-то 7.11.41
происходило.