Ввиду выхода на экран новой серии "Тагил против Харькова" предлагаю тему более конструктивную:
1. На ранних Т-34 с воздухоочистителем типа "Помон" в развале цилиндров двигатель питается воздухом из зоны разрежения перед вентилятором (как я понимаю). Сопротивление создают сетки воздухозаборников, жалюзи на входе и радиаторы. При введении "Мультициклонов" их разместили за трансмиссионной перегородкой - в зоне повышенного давления (хотя и понятно, что разместили там, где было место).
Вопрос: Насколько велико разрежение, создаваемое вентилятором?
Крышку над мотором при ~1500 об/мин открыть можно?
2. При эксплуатации двигателя на воде, термостат - вещь потенциально опасная (можно разморозить радиатор) и в руководстве о его наличии - ни слова. Температура двигателя, регулировалась жалюзи на входе и выходе (наводчиком и заряжающим). В руководстве порядок регулировки не описан - неясно, какие жалюзи закрывать сначала - приточные или на выходе?
Если закрыть жалюзи на входе - как себя почуствует двигатель?
Правильно ли я понимаю, что температуру следовало регулировать жалюзи на выходе (над трансмиссией), а жалюзи на входе - использовать только при пожаре на крыше?
Но тогда зачем им ступенчатая регулировка с фиксацией?
3. В "Боевых машинах Уралвагонзавода" по Т-34 упоминается (стр.49), что в 1941-1943 г.г. система охлаждения летом ограничивала эксплуатационную мощность величиной 315 л.с. На 400 л.с. при температуре наружного воздуха 25 градусов двигатель перегревался через 12 минут.
Что это за испытания - где о них почитать подробнее?
После 1943 года что-то изменилось?
4. А есть ли где в литературе внятно изложенный перечень конструктивных изменений с хронологической привязкой по заводам? Или тема слишком необьятна?