От NetReader Ответить на сообщение
К Bigfoot Ответить по почте
Дата 07.02.2002 01:43:00 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Танки; Артиллерия; Версия для печати

Re: Вопрос по...

>Например, за счет чего возникает скачок давления? На сколько и за счет чего поднимается температура заброневого объема? Происходят ли изменения состава атмосферы в заброневом объеме (типа, "выгорание" кислорода)? Какова роль самой струи с учетом ее распыления и сложной геометрии заброневого объема?

Ответ на часть вопросов

http://altnet.ru/~military/?guns/grenade/grcumuef.htm
"КУМУЛЯТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
Для поражения бронированных целей применяются кумулятивные боеприпасы, действие которых основано на использовании кумулятивного эффекта. Кумулятивный эффект, кумуляция (от лат. Cumulo - накапливаю) -усиление действия взрыва в определённом направлении, который достигается путём создания у заряда взрывчатого вещества кумулятивной выемки, обращённой в сторону поражаемого объекта.

Рис. 1. Сущность образования металлической струи

В результате концентрации энергии взрыва и создания уплотнённой газово-металлической струи в области кумулятивной выемки (рис. 1), частицы наружного слоя металла воронки под действием упругого удара получают движение, отрываются от воронки и летят с большей скоростью (до 12-15 км/с), образуя иглу кумулятивной струи. Кумулятивная энергия струи переходит в энергию давления равную Р=1-2 млн. кг/см2 в результате чего металл брони течёт не нагреваясь до температуры плавления (температура кумулятивной струи составляет 200-600њ С)."

Т.о., повышение температуры и "выгорание кислорода" играют малую роль. Заброневое действие собственно струи заметно только в точке попадания (легко может оторвать голову или поджечь снаряд, но радиус воздействия невелик, насквозь танк струей не прошибается). Дальше немного ИМХО. Скачок давления возникает не от самой струи, с какой бы скоростью она не двигалась, а в момент распыления этой струи. После прохождения преграды давление резко падает, и жидкая струя немедленно расширяется (хорошо известный эффект пульверизатора). Вот в процессе этого расширения и возникает избыточное давление. Причем скорость этого процесса сравнительно небольшая, что подтверждается тем, что при открытых люках кума не эффективна даже против экипажа, а при закрытых снаряды и баки в пораженных танках не детонируют. Т.е., поражает л/с не ударная контузия, а взрывная компрессия (сходный по механизму эффект с обратным знаком возникает при разгерметизации самолета на высоте). Это, ИМХО, и есть основной поражающий фактор у кум.