И ты, Сара, тоже права... :-)
Возможно, я не прав, но мне кажется, что все правы. :-)
И Вы правы, и Уланов с Шеиным, и Катков, и Федоренко, и весь наркомсредмаш - все по-своему правы.
Вы утверждаете, что без войны и закона о ленд-лизе СССР мог бы освоить производство таких машин, как ЯАЗ-200, -210, -214? Разумеется, смог бы! И шаги в этом направлении он предпринимал.
Так что - Вы правы.
Но без импорта технологий - это было бы очень трудно, если не сказать - сомнительно.
А такой импорт требовал, безусловно, наличия "доброй воли" со стороны "донора".
Вот объявили США эмбарго - и пришлось нам пережидать до лучших времён. Т.е. без "дипломатии" - не получится.
Да и само освоение этих технологий, строительство завода - даже в условиях "без войны" затянется на годы (во всяком случае, на 43-ий год - рассчитывать, точно не стоит).
А до тех пор - надо для "громоздкого и уязвимого тыла" организовывать охранение, "распараллеливать" и т.д.
Так что, Уланов и Шеин - тоже правы.
С другой стороны, полковник Катков - не инженер-конструктор, не сотрудник наркомсредмаша, и даже - не специалист ГАБТУ.
Он не обязан знать ни о проблемах проектирования тяжёлой машины, ни о дипломатических затруднениях и связанных с ними сложностях с приобретением лицензии и партии импортных двигателей, ни о реальных сроках модернизации завода.
Он не решает этих вопросов.
Он - по сути - диспетчер, который обязан организовать в сложных условиях перевозку большого объёма груза автопарком, в котором больше, чем на ЗИС-5 - рассчитывать было не на что. А ведь он-то наверняка знал, что и этих ЗИС-5 - острейший дефицит, и что основной его машиной будет ГАЗ-АА...
Он столкнулся с серьёзной проблемой и предложил решить её, увеличив грузоподъёмность машин. Логично? По-моему - да.
Если мы посмотрим на послевоенный армейский автопарк, то увидим, что тенденцию он указал верную - грузоподъёмность массовых машин увеличилась: уже ЗИС-151 превосходил ЗИС-5 в 1,5 раза, а основной на 1941 год ГАЗ-АА - в три раза.
Т.е. перспективное, "стратегическое" направление он указал, в общем-то верно.
А про то, что он предполагал делать "здесь и сейчас" - мы с Вами не знаем.
Так что, полковник Катков - тоже прав.
Но ведь не начальники штабов мехкорпусов решали, какой автопарк должна иметь РККА. Для этого у нас было ГАБТУ.
Ну, а то, что думало по поводу сложившейся ситуации ГАБТУ и его начальник - мы с Вами знаем:
"По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа «А» и «Б» и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект.
Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной.
Отпуск НКО автомашин и в особенности, грузовых ЗИС до сего времени был недостаточен. При годовой заявке НКО в 93450 автомобилей, из них ГАЗ - 40785, ЗИС - 43205, прочих - 9550 или 66,5% от общего выпуска - 140000 машин в год.
За пять месяцев поставлено: 27633 автомашины или 29,5% годовой заявки НКО.
Недополучение машин по заявке НКО не давало возможности обеспечить автотранспортом проводимые по Армии оргмероприятия.
Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны - дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны - 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин.
Намеченный перевод ряда спецмашин на прицепы на сегодня не обеспечен необходимым выпуском соответствующих типов прицепов.
Существующие на снабжении армии автомобили по проходимости не отвечают современным требованиям, необходимо:
1. Организовать массовое производство легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости с 2-мя и 3-мя ведущими осями.
2. Для работы в тылу армии по подвозу грузов часть автомобилей выпускать грузоподъемностью 6-10 тонн.
3. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей, так как некомплект по Красной Армии, главным образом, идет за счет этого типа машин, замена которых грузовиками ГАЗ нецелесообразна из-за увеличения водительского состава и тыла войсковых частей."
Ну, и по прицепам, которыми тут предлагали решить проблему:
"За пять месяцев НКО поставлено 4302 прицепа или 13% от годовой заявки.
Промышленность медленно переходит на изготовление в массовом масштабе необходимых для Красной Армии двухосных прицепов в 2-5 тонн.
Такое положение со снабжением Красной Армии прицепами задерживает обеспеченность ими, главным образом, артиллерии на мехтяге и возможность перевода ряда специальных установок с автомашин на прицепы."
По-моему - это трезвый взгляд на существующее положение.
Предложения новым машинам - вполне реальны (если не знать, что война уже завтра).
Что до резкого увеличения поставок ЗИС-ов, так он просто обязан был этого требовать!
Так что, генерал-лейтенант Федоренко - тоже прав.
Что же до производственников, конструкторов и учёных, которые должны были всё это воплощать в жизнь, так давайте не забывать, что то, что они совершили в 30-ые годы - это настоящий подвиг.
В аграрной стране они создали с нуля несколько автогигантов, обеспечили отечественными автомобилями нар. хоз-во (включая множество гигантских строек). Обвинять их в том, что РККА не хватало ЗИСов и ЯГов...
Правы и они.
Что же было делать стране, армия которой была неудовлетворительно обеспечена машинами, когда война уже на носу?
Могу только напомнить еврейскую притчу:
Однажды, в очень холодный день, раввин и его ученики шли по дороге.
Один из учеников спросил:
— Равви, что нужно делать в холодный день?
— Греться!
— А что делать, если согреться негде?
— Мёрзнуть.