Содомиты окрестъ, азъ же единъ Бова Королевичъ есмь
Русская старина,
П.Н. Воронов, 1878
[52K]
Разработка исторш отечественной словесности съ самаго основашя нашего издашя всегда входила въ кругъ главнМшихъ задачъ «Русской Старины», новъ постЬдше годы, вслъ\дств1е значительности, по числу и объему, напечатанные нами Записокъ и Воспоминаний, а равно въ виду обвшя прочихъ историческихъ матер1аловъ, недостатокъ мътта не позволилъ намъ представлять новый данныя по отделу исторш отечественной словесности въ томъ количеств^, какъ бы то намъ было желательно и чему могли бы съ удобствомъ служить обширный наши собрания этого рода матер1аловъ. Т'Ьмъ не менЬе, и въ 1878 году мы обнародовали несколько историко-бюграфическихъ и литературныхъ матер1аловъ, а именно по отношешю къ Жуковскому. Пушкину, Гоголю, Лермонтову (вар1анты изъ подлинной рукописи: «Героя нашего времени») и Далю; равнымъ образомъ напечатали большое собрате писемъ и критическихъ зам'втокъ (1822—1830 гг.) знаменитаго польскаго историка Лелевеля по поводу монументальнаго труда Карамзина: «Истор1я государства росайскаго», наконецъ, въ обозр'Ьваемомъ же году «Русской Старины» напечатаны некоторый сагирическ1я литературныя произведетя прошлаго времени, каковы: «Прнключете Густава III». сатира изв'Ьстнаго шиты Екатерининскаго ввка Басила Петровича П етрова (т 1800 г.), «Митюха Валдайской, зрьлище вътрехъ д.ейств1яхъ. въстнхахъ» —остроумная пароддя II. Н. Семенова (1810 г.) натрагедш «Дмитрий Донской» Озерова; парод1я этаим^етъ не только интересъ какъ весьма выразительное проявлеше въ сред* русскаго общества начала XIX в-Ька сознатя неестественности и нелепости драматическихъ произведет?!, созданныхъ хотя бы и талантливыми писателями (каковымъ, напримтфъ, былъ Озеровъ), но по ложно-классическому шаблону. Независимо отъ этого, с Митюха Валдайской» им'Ьетъи другое значение, именно по своему превосходному языку: действительно, въ немъ чисто народный говоръ, живая струя вполне народной безъискусственной р'Ьчн съ ея крайне образными и меткими выражетями.
«Царь Горохъ»—шутка-пародгя 1834-го года, равнымъ образомъ,—произведете вполне русскаго бойкаго юмора; въ ней осмеивается также безжизненность, ходульность, высокопарность и безсодержательность формы, но уже не въ литературе, а въ науке, жрецы которой—по просту сказать—въ силу гбхъ или другихъ условШ, въ которыхъ находилась тогда наука, съ усерД1емъ, заслуживающимъ лучшаго дела, зачастую толкли воду, или занимались изсл'вдовашемъ совершенно безплодныхъ и ни для кого не нужныхъ вопросовъ. .
Независимо однако отъ бюграфпческаго матер1ала и «смехотворныхъ» произведешй пзъ добраго прошлаго. «Русская Старина» въ 1878 году представила одно серьезное, вполне художественное произведете: мы говоримъ объ обширной поэме В. К. Кюхельбекера «Вечный Жидъ». Никогда до сихъ поръ не напечатанное, произведете это замечательно не только само по себе, по своимъ литературнымъ достоинствамъ, каковы художественность некоторыхъ поэтическихъ картинъ, въ немъ разсьянныхъ,—но и какъ яркое выражеше того мистическаго направлетя, подвижникомъ котораго является въ ряду иоэтовъ Пушкинской эпохи—Кюхельбекер!..
Вильгельмъ Карловичъ Кюхельбекеръ—до сихъ поръ вовсе не упоминался въ исторш отечественной словесности; «Русская Старина», напечатавъ его «В'Ьчнаго Жида», а несколько ранъе некоторый стихотворешя Кюхельбекера и его литературный дневникъ въ тюрьма, — даетъ возможность историкамъ отвести этому поэту подобающее мъхто въ пантеонъ- россШской словесности. Здесь только отмътпмъ необыкновенную начитанность и, можно сказать, ученость Кюхельбекера: при обстоятельствах! самыхъ гнетущихъ,—каково десятилетнее тюремное заточеше п затъмъ ссылка въ мЬста отдаленный въ Сибирь,—Кюхельбекеръ не переставалъ обогащать свой умъ изучешемъ иностранныхъ, европейскихъ и восточныхъ, литературъ, а вивстЬ съ т^Ьмь трудиться для пламенно любимой пмъ отечественной словесности: обшнр ное собраше этвхъ трудовъ, какъ переводовъ, тавъ и оригвналъныхъ произведенШ, свято сбереженное и предоставленное въраепоряжеше редакщи «Русской Старины» дътьми Кюхельбекера, еще ждетъ издашя и надлежащаго опредъ.тешя ихъ значешя для исторш отечественной словесности.
Представляя литературно-художественный произведешя прошлаго времени, «Русская Старина» сохранаетъ на своихъ страницахъ и создашя народнаго творчества. Таковы напечатанный въ ней въ 1878 г. <Скопческ1я пъсни», также несколько историче скихъ народныхъ пъсень, <Стихъ о раззоренш скитовъ», «Народные заговоры» и проч.
Не выдам я вам, краснопузые, секрет хруста настоящей французской булки!
И текст есть - Паршев23.05.2012 13:45:46 (573, 138 b)