От И. Кошкин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.06.2012 01:11:31 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Переношу в корень относительно князей и царей в первых рядах.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

...изначально русская воинская культура имела, в основном, скандинавский базис Дружины русских князей до определенного времени очень похожи на дружины скандинавских конунгов - их основу составляют люди, лично обязанные князю (конунгу) своим благосостоянием.

Основными положительными качествами князя (конунга) с точки зрения дружинника являются ум, справедливость к своим людям и щедрость к ним же. Личная храбрость и воинское мастерство стоят на втором месте. В бою князь (конунг) стоит у знамени (мачты), за спинами своих воинов. Воины дерутся впереди, от князя же (конунга) никто ничего такого не ждет, более того, если он полезет вперед, дружинникам полагается его удерживать.

Между князем (конунгом) и его людьми существует соглашение: владетель щедро одаряет своих людей золотом и серебром, а также оружием. Он следит за тем, чтобы мужи ни в чем не нуждались, имели кров, еду, одежду и т. п. В обмен воины обязаны верной службой. Такой, казалось бы, исключительно меркантильный взгляд на вещи, рождал, тем не менее, крепкие узы. Если князь (конунг) полностью выполнял свою часть договора, его люди дрались за него до конца.

Впрочем, еще одной причиной лояльности было то, что дружинникам было некуда идти. Изначально в ближнюю дружину отбирались хорошие бойцы, которые, однако, не имели ни земли, ни имущества. Это, впрочем, понятно - человек, владеющий усадьбой, вряд ли пошел бы гнуть спину перед князем (конунгом) и бежать-рубить, на кого покажут. Конечно, на службе у князя (конунга) были и состоятельные и влиятельные люди, но такие, несмотря на все их достоинства, все же не были до конца лояльны господину и могли выступить против него (смотрим, примеры в скандинавских сагах и в ПВЛ).

Если князь (конунг) погибал, его воины лишались основы своего существования - вероятность того, что их примет кто-то другой, была невысока. Поэтому в бою старались не доводить до того, чтобы господину пришлось бы самому вытаскивать меч - такое означало, что все дошло до последней крайности.

Формирующаяся европейская рыцарская культуру требовала от властителя подтверждения своего права командовать, ведь его воины, как правило, имели землю, формально - за службу, по факту в это время уже в личном владении. Конечно, далеко не все короли скакали на лошадках в общем строю, но от вождей поменьше этого ожидали уже, как само собой разумеющегося. Схожие традиции, видимо, были и у степняков, с которыми сражались русские.

Постепенно такая традиция приживается и у русских - в летописях мы видим немало примеров того, что русские князья сражаются врукопашную, хотя нормальным все-таки считается стоять сзади и "управлять полки".

Монгольское нашествие прервало развитие Руси, военное дело весьма примитизировалось (например, на долгий срок практически исчезли специализированные конные лучники - стрельцы). Тем не менее, примерно двести лет русские продолжали воевать не в татарской, а, скорее, в европейской манере, т. е. тяжелой (по местным меркам) конницей. В это время князья также нередко дерутся среди своих воинов, получают раны и погибают.

Однако, с возвышением Москвы, укреплением великокняжеской власти и, наконец, утверждением концепции православного государства - последнего оплота истинной веры, русские правители перестают восприниматься, как вожди. Московский великий князь становится не просто старшим среди князей - он назначенный богом владетель русской земли, лидер не только политический, но и духовный. прочие князья - постепенно исчезающие удельные, а затем и служилые, уже не молодшая братья - они слуги и рабы. Царь становится наследником византийских императоров, и теперь уже ни у кого и в мыслях не может быть, чтобы он рубился, как простой воин. Царь - это своего рода символ, икона, его присутствие на поле боя (естественно, в тылу, на шеломе окатистом, за спинами своих телохранителей) говорит о том, что на поле идет не просто обычная резня с целью нарубить голов и подняться по служебной лестнице - тут решается Государево Дело. Русский царь просто не мог вступить в бой лично - его бы никто не понял. Он и воинскому искусству не учился и саблей не владел, хотя военное дело на уровне полководца и администратора мог знать и понимать, как тот же Алексей Михайлович.

Петр Алексеевич сломал эту традицию, но не до конца.

И. Кошкин