|
От
|
И. Кошкин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
17.06.2012 01:03:41
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Обратимся к работе Г. С. Лебедева "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
"Евразия", 2004 год и проследим проникновение скандинавов на пути из Варяг в Греки по его русскому варианту.
Скандинавское проникновение в западном Приильменье фиксируется в VI-VIII вв, еще до проникновения в эту область славян по находкам на о. Тютерс и в Старой Ладоге. В С. Л. по дендродатам минимум с 753 года существует скандинавское судоремонтное производство.
Новгород. Археологические данные подтверждают появление княжеской крепости с варяжской дружиной на будущей Софийской стороне. Эта крепость - Рюриково городище, а также городище Холопий Городок (Trelleborg) вместе с рядом других поселений, славянских и финно-угорских, стали основой Новгорода, что, кстати, отражено в ПВЛ
Гнездово - поселение и могильник. "Скандинавский компонент наряду со славянским прослеживается в курганных материалах с IX в. ПО данным кладов и монетных находок торговый центр уже действовал в "первый период обращения восточного серебра" (до 833 г.), но расцвет его начинается с рубежа IX-X вв, когда были воздвигнуты укрепления Большого Гнездовского городища"
Киев "Варяжский компонент начала X в, связанный, как и застройка Подола, с появлением в Киеве Олега и его северных дружин, отчетливо представлен и в обособленном могильнике у Лысой горы, на которой находилось обширное (ныне разрушенное) городище"
В Гнездово с конца 9-го - начала 10-го вв фиксируются находки вещей, представляющих "великолепные образцы ювелирного мастерства, "гибридизирующего" славянские и скандинавские художественные традиции".
"Вещи-гибриды являются отражением процесса этнокультурной интеграции, который в Гнездове проявился также в развитии погребального обряда"
Да-да, в Гнездове наблюдается слияние скандинавского и славянского погребального обрядов, который, постепенно, перейдет в могильники Киева и Чернигова, относящиеся ко второй половине 10 в. - могильники древнерусской дружинной знати, в которых уже не будет специфических скандинавских особенностей.
Я не буду тут приводить другие особенности, типа граффити на куфических монетах из кладов на пути из Варяг в ГРеки - рунических надписей, дружинных символов, религиозных символов, как языческих, вроде символа молота Тора, так и крестов и свастик. Смысл в том, что скандинавский элемент проникает с севера, где он фиксируется еще в совершенно легендарные, даже довикингские времена, на юг, где он буквально в течении двух-тех поколений полностью растворяется в местном, вернее даже не растворяется, а участвует в формировании новой культуры - русской. Ярким ее представителем являлся Святослав по описанию греков - помимо славянского имени и одежды, он имел в своем облике также и степной элемент (чуб или пейсы) и скандинавский (длинные усы, гребец на корабле рядом со своими воинами).
И. Кошкин