|
От
|
Cat
|
|
К
|
Strannic
|
|
Дата
|
21.06.2012 13:53:20
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
А какова была "оптимальная стратегия"?
Хотя бы с позиций послезнания?
Мне представляется примерно такой расклад по танкопрому (за точку отсчета можно взять начало 30-х и наличие ранних вариантов Т-26 и БТ)
1 этап. Освоение производства, борьба с "детскими болезнями", модернизация с учетом опыта эксплуатации, создание первых танковых частей на новых танках (скорее "парадно-учебных", чем боевых), организация подготовки танкистов и обслуживающего персонала.
2 этап. Развертывание крупносерийного производства с отработкой технологии, снижение себестоимости, развертывание производства на новых площадках, насыщение армии танками до приемлемого уровня (порядка 3-5 тыс. легких и средних танков, если отталкиваться от силы потенциальных противников на середину 30-х), создание крупных танковых соединений и тактическая отработка их использования. Параллельно создаются различные боевые и транспортные машины на шасси танков (САУ, ЗСУ, арртягачи, универсальные трактора и т.п.)
3 этап. Производство танков снижаем вдвое, освободившиеся мощности используются для выпуска боевых и транспортных машин на шасси танков (с упором на транспортные трактора и арттягачи). Транспортные машины можно сразу использовать для нужд НХ (стройки, колхозы) и инженерных частей армии. Параллельно идет разработка и внедрение новых моделей и модификаций танков, даже если это приведет к снижению выпуска в краткосрочной перспективе. На этом этапе кол-во танков в армии продолжает расти, хоть и более медленными темпами, чем на предыдущем.
4 этап. Вводится при скорой угрозе войны. Танковые заводы прекращают выпуск "побочной продукции" и опять выпускают только танки (наиболее "свежие" модификации).
Теперь "приложим" этот план к текущей реальности и посмотрим, что получается. 1 и 2 этап - это 1931-1933 годы, за это время будет произведено примерно 2500 Т-26 и 1500 БТ-5 (а также 2500 Т-27, которые мы тут не учитываем, но в плане подготовки танкистов, механиков и комсостава эти танкетки тоже штука полезная). Против Польши или Японии 4000 легких танков на тот момент вполне достаточно, а Германия в военном плане еще ничего из себя не представляет. После этого наступает третий этап, выпуск танков сокращаем (Т-26 до 700 шт. в год, БТ до 500 шт. в год), и этот этап длится до 1938 года включительно. За это время будет дополнительно произведено 3500 Т-26 и 2500 БТ, и общее кол-во легких танков в РККА достигнет 10 тыс. (плюс 400 средних и тяжелых, а также порядка 5000 всякой "мелочи"). Кроме того, дополнительно будет произведено 2200 прочих машин (из них как минимум 1500 средних тягачей класса СТЗ-5) на шасси Т-26 и столько же на шасси БТ (из них как минимум 1500 тяжелых тягачей класса "Ворошиловец" с возможностью буксировки практически любой артсистемы РККА) В начале 1939 года наступает 4 этап, ну тут будет как в текущей реальности, особо расписывать не буду.
В результате на 22 июня 41 года мы будем иметь:
1. Танков Т-34, КВ, Т-35, Т-28 - как в текущей реальности (т.е. около 2000).
2. Танков БТ-7М - как в текущей реальности (порядка 700)
3. Танков Т-26 двухбашенных - как в текущей реальности (порядка 1200)
4. Танков Т-26 однобаш. и хим. - 6400 вместо 8600
5. Танков БТ-5, БТ-7 - 4000 вместо 6200
6. Малых танков и танкеток - как в текущей реальности.
Кроме этого, мы имеем порядка 1500 САУ на шасси легких танков.
Зато по арттягачам расклад будет такой:
Средние арттягачи (класса СТЗ-5, С-2) 5500 вместо 4000 (причем "добавка" с гораздо более мощным двигателем)
Тяжелые арттягачи (класса Коминтерн, Ворошиловец) - 3700 вместо 2200
Эти "лишние" арттягачи как минимум позволяли решить проблему отставания артиллерии мехкорпусов, что было гораздо актуальнее, чем небольшая недостача "легких и устаревших" танков. Не говоря уже о беспроблемном укомплектовании тягой всех птабр без привязки к мобилизации. Да и в народном хозяйстве и на строительстве ЛМ эти тягачи были гораздо полезнее, чем танки.