>...насчет ящиков со снарядами в подвалах церквей и тучных и благочестивых иеромонахов, освящавших с колоколен в Киеве священным огнем божественного пулемета?
Насчет складирования боеприпасов в церковных подвалах - не обязательно врал. Церковные подвалы - хорошее, годное место для складывания боеприпасов. Тем более в Киеве, где лавра и соседние монастыри находились в прямом соседстве с крепостными укреплениями и армейскими складами (и где часть собственно армейских складов, как известно, погибла в 1917 от взрыва).
Насчет пулеметов с колоколен - не обязательно врал. Колокольня - хорошее, годное место для затаскивания пулемета, это все ещё в 1914 году поняли.
Насчет тучных иеромонахов - полагаю, врал. Где лично Гайдар был во время штурма города, что лично видел, что ему рассказали, а что он вообще додумал как литератор (см. про стереотипы) - можно отдельное исследование проводить, если кому интересно.
>К слову, ежели священникам нельзя брать в руки оружие, то открыть церковные подвалы для складирования б/п, равно как и пустить на колоколню пулеметчика прямого запрета нет, так?
Запрета нет, конечно. Личное дело каждого.
Однако что в Гражданскую, что ранее, в Первую Мировую, никто у духовенства разрешения спрашивал. На мнение духовенства все участники процесса плевать хотели, им воевать надо. А в такой ситуации никто человека с ключами не ищет, вежливо разрешения не спрашивает. Замок и прикладом сбить можно.