>Наша компания уже давно летает в Урумчи, Китай. Говорят, там был завод, который выпускал И-16. Интересны его взаимоотношения со 153 авиазаводом в Новосибирске, который ныне НАПО им. Чкалова. в конце 1930-х к Урумчи это был самый близкий советский завод.
"В самый разгар испанской войны камни аэродромов другой далекой страны начали вы-
летать из под колес газующих на взлете «ишачков». Япония, включившись в процесс пере-
дела мира, начала в 1937 году захват территории Китая. Чан Кайши, который любил рус-
ских, пожалуй, даже меньше, чем японцев, в поисках поддержки вынужден был пойти на
переговоры со Сталиным. Ряд соглашении между гоминдановским Китаем и Советским Союзом предусматривал военные поставки, среди которых были и самолеты. Только в пер-
вые годы войны с октября 1937 года по сентябрь 1939 года в Китай поступило 885 совет-
ских самолетов (до 1941 г. поступило 1250 самолетов), среди которых находилось 216 ис-
требителей И-16 тип 5 и тип 10. Кроме поставок боеспособных самолетов, в городе Урум-
чи был построен завод для постройки И-16. Усложнившаяся политическая обстановка од-
нако не позволила довести это начинание до желаемых результатов. "
и
"В 1941 году ВВС Красной Армии получили дополнительно полторы сотни «ишачков»,
о которых казалось уже следовало забыть. Поступили эти самолеты из Китая, с авиацион-
ного сборочного завода в городе Урумчи. Завод этот был построен специально для сборки
И-16 и являлся своеобразным форпостом советской авиапромышленности в самом цент-
ре Азии. В официальных документах это предприятие обозначалось как авиазавод №600 в
Западном Китае. Перегонка готовых И-16 сюда по воздуху к 1940 году была практически
прекращена, теперь истребители доставлялись в Китай на грузовиках в виде комплектов
деталей. Сборка самолетов и осуществлялась на заводе №600. К 1941 году это было новень-
кое, «с иголочки» предприятие, располагающее собственной электростанцией и независи-
мой системой водоснабжения, находящееся в стратегически удобном месте и одновремен-
но глубоко в тылу Завод продолжал строиться и в перспективе предполагался как полно-
ценный самолетостроительный авиазавод. В апреле 1941 года в Урумчи находилось 143 за-
консервированных И-16, хранящихся там уже в течении 6-8 месяцев. Тогда же и появилось
решение о возвращении этих самолетов в Союз. Возвращение началось уже после начала
войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после этого следовала
приемка военными летчиками и перегонка а Алма-Ату К 1 сентября перегнали 111 самолетов, один И-16 был потерян в горах. Оставшиеся 30 И-16 и 2 УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-42 годов завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16. однако новых самолетов здесь так и не строили. "