От NetReader Ответить на сообщение
К Валерий Мухин Ответить по почте
Дата 18.02.2002 23:48:56 Найти в дереве
Рубрики WWII; Суворов (В.Резун); Версия для печати

Re: К слову...

>2. В статистике это все обзывается как "синтетическое топливо" (!!!! Ну принято у них у статистиков так...) т.е. масло, мазут и прочие это ТОПЛИВО.

Во-первых, мазут все же именно топливо :) Во-вторых, в какой статистике? Там есть разные цифры. Но интересен не сам по себе факт изготовления немцами синтетического бензина, а какую именно роль он играл в снабжении топливом Германии.
Вот, кстати, несколько цитат (возможно, уже известных) о немецкой горючке. Она, похоже, была весьма разнообразной:
http://vrn.fio.ru/works/24/3/307b/6.html
"Между тем исследования, проведенные учеными различных стран, показали, что рубидий и его соединения обладают многими практически ценными качествами. Среди них первостепенное значение имеет каталитическая активность. Еще в 1921 году немецкие химики Фишер и Тропш нашли, что карбонат рубидия - превосходный компонент катализатора для получения синтетической нефти - "синтола". Синтолом была названа смесь спиртов, альдегидов и кетонов, образующаяся из водяного газа (смеси водорода с окисью углерода) при 410° С и давлении 140-150 атм в присутствии специального катализатора. После добавления бензола эту смесь можно было использовать в качестве моторного топлива. Катализатором служила железная стружка, пропитанная гидроокисью калия. Но если калий заменить рубидием, то эффективность процесса значительно повышается. Во-первых, выход маслянистых продуктов и высших спиртов становится вдвое больше; во-вторых, рубидиевый катализатор (в отличие от калиевого) не покрывается сажей и поэтому сохраняет свою первоначальную активность значительно дольше. Позднее
были запатентованы специальные катализаторы с рубидием для синтеза метанола и высших спиртов, а также стирола и бутадиена. Исходными продуктами служили: в первом случае - водяной газ, во втором - этилбензол и бутиленовая фракция нефти. Стирол и бутадиен - исходные вещества для получения синтетического каучука и поэтому их производство занимает видное место в химической промышленности высокоразвитых стран."

http://chemistry.narod.ru/razdeli/neftechemistry/28.htm
"Не удивительно, что в странах, где лесов мало, химики старались найти методы синтеза метанола из более доступного сырья, чем древесина. Так, в 1923 году в Германии был получен первый метанол на базе водяного газа (он же синтез-газ СО + Н2) с помощью заводской установки, дававшей до 20 тонн метанола в сутки. И уже год спустя немецкие промышленники начали экспорт синтетического метанола в США, где он продавался в три раза дешевле, чем полученный из древесины. В это время в Германии метанол даже называли иногда “органической водой” (organische Wasser).
В годы второй мировой войны метанол уже использовался в качестве моторного топлива для автомобилей (правда, в смеси с бензином). При почти вдвое меньшей, чем у бензина, теплоте сгорания, у метанола более высокое октановое число. Наличие кислорода в молекуле метанола обеспечивает более полное сгорание и уменьшение объема выхлопных газов. В них меньше оксида углерода, практически нет серы и, конечно, нет свинца. Но зато при работе на метаноле требуется увеличение объема топливных баков. Больше теплоты нужно подводить во всасывающую систему для испарения топлива, а это значит, что существующие системы для работы на метаноле необходимо переделывать. Постоянная температура кипения метанола затрудняет запуск двигателя при низких температурах, требует применения специальных мер, например, впрыскивания в запускаемый двигатель высоколетучей жидкости (эфира). Метанол разрушает слой полуды в топливных баках, а образующийся при этом гидроксид свинца забивает топливные фильтры и жиклеры карбюраторов. Увеличивается также коррозия двигателя и элементов топливной системы, причем особенно страдают детали из магния, алюминия и их сплавов. Кроме того, в метаноле быстро набухают и теряют герметичность многочисленные прокладки и уплотнения...
...Еще в 1908 году русский химик Е. И. Орлов обратил внимание на возможность синтеза нефтяных углеводородов из оксида углерода и водорода. Эта смесь называется еще водяным газом (или синтез-газом) и в достаточных количествах содержится в атмосфере.
Спустя несколько лет после первой мировой войны этот способ был опробован на практике. Помните, мы говорили, что кайзеровская Германия оказалась отрезанной от природных источников нефти. И вот немецкие ученые Фишер и Тропш в 1922 году отработали технологию получения синтетических жидких углеводородов на практике. Правда, водяной газ они решили получать не из воздуха, так как это оказалось технически слишком сложно, а из бурого угля. Синтез углеводородов осуществлялся при контакте этого газа с железоцинковыми катализаторами при высокой температуре. В 1936 году были введены в действие первые промышленные установки.
Всего было запущено 14 установок общей мощностью около миллиона тонн в год. Они успешно проработали до конца второй мировой войны. Когда послевоенная Германия получила доступ к дешевой природной нефти, постепенно все европейские и азиатские установки по производству синтетического топлива были остановлены или переведены на выпуск другой продукции. Зато в ЮАР, которая подверглась нефтяному эмбарго со стороны мирового сообщества и где к тому же добыча угля обходится чрезвычайно дешево, в середине 80-х годов производилось около 4 миллионов тонн жидких углеводородов ежегодно."

А вот о самих авторах процесса:
http://www.1september.ru/ru/him/2000/no38_1.htm
"Фишер Франц (1877–1947), профессор (Германия).
Основные исследования – синтезы органических соединений на основе СО и Н2. Указал (1926) на возможность использования открытой им реакции для получения жидкого моторного топлива. Разработал (1925–1935) технологию производства синтетического бензина (процесс Фишера–Тропша).
Тропш Ганс (1899–1935), химик-технолог (Германия). Усовершенствовал (1928–1935) каталитические системы, технологические схемы и аппараты синтеза жидких углеводородов, применявшихся для моторных смазок."

И еще - о производстве по Бергиусу:
http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004365/1004365a4.htm
"Производство авиационного бензина и моторного топлива из угля было развито в Германии во время Второй мировой войны, поскольку в этой стране нет нефтяных месторождений. Процесс Бергиуса заключается в непосредственном присоединении водорода к углю. Уголь нагревают под давлением в присутствии водорода и получают жидкий продукт, который затем перерабатывают в авиационный бензин и моторное топливо. В качестве катализатора используют оксид железа, а также катализаторы на основе олова и молибдена. Во время войны на 12 заводах Германии с помощью процесса Бергиуса получали примерно 1400 т жидкого топлива в сутки. "

Т.е., по меньшей мере с 36г в Германии производился в промышленных масштабах (1млт т в год) синтетический бензин и синтетические смазки по ФТ, плюс в годы войны в обычный (?) бензин добавлялся давно производимый синтетический метанол, плюс еще полмиллиона тонн делалось по Бергиусу. Осталось понять, сколько бензина делалось непосредственно из румынской нефти. Известно, что добывалось в Германии до 8.6млн т сырой нефти. Если принять выход бензиновых фракций порядка 30%, получится около 3млн т бензина в год, т.е. в два раза больше сумарного синтетического производства (без учета того, что при использовании метанола эта цифра заметно возрастет). Стоит отметить, что Типпельскирх пишет по поводу значения румынской нефти следующее:
http://samsv.narod.ru/Book/Tippels/chap10.html
"...30 августа Плоештинский нефтяной район, упорно оборонявшийся от русских и румын наземными частями ВВС и оттянувшимися сюда разрозненными частями сухопутных войск, был потерян для Германии. С экономической точки зрения это был для нее самый тяжелый удар: теперь немцы могли рассчитывать, если не считать незначительных немецких и венгерских природных запасов нефти, только на собственное производство горючего синтетическим путем. Последнее же сильно осложнялось непрерывными налетами авиации западных держав и даже при максимальном напряжении не в состоянии было хотя бы приблизительно покрыть ощущавшуюся потребность в горючем."

Таким образом, можно предположить, что нефть Румынии действительно играла важную роль в снабжении Германии, как минимум в два раза большую, чем собственное производство немецкого синтетического горючего.