Разбор двустороннего учения ВВС и ПВО страны летом 1950 года
ПРИКАЗ ОБ ИТОГАХ ДВУХСТОРОННЕГО АВИАЦИОННОГО УЧЕНИЯ ВВС СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЙСК ПВО СТРАНЫ
№00171 16 августа 1950 г.
В июле месяце 1950 г. Генеральным штабом Советской Армии было проведено двухстороннее авиационное учение ВВС Советской Армии и Войск ПВО страны.
На учении отрабатывались темы:
Для нападающей стороны — «Воздушная операция Дальней авиации по уничто¬жению стратегического объекта в глубине страны противника в условиях противо¬действия ПВО».
Для отражающей стороны — «Воздушная оборонительная операция группы районов ПВО по отражению налетов авиации противника на стратегический объект в глубине страны».
Па учение привлекались:
с нападающей стороны: командование и штаб Дальней авиации в сокращенном составе; 5 авиаполков дальних бомбардировщиков, 2 авиаполка истребителей даль¬него сопровождения и один полк ближних бомбардировщиков;
с отражающей стороны: командование и Главный штаб Войск ПВО страны, ко¬мандование и штабы Московского, Донбасского, Киевского районов ПВО и опе-ративная группа Сталинградского района ПВО, 20 истребительных авиационных полков, одна зенитно-прожекторная дивизия, 3 полка ВНОС и семь ОРТБ BIIOC.
Общими учебными целями учения ставились:
Для нападающей стороны:
- проверить умение авиачастей дальней авиации обнаружить цель и метко по¬разить ее с больших высот;
- проверить действия дальней авиации в нанесении массированных и группо¬вых ударов днем и одиночными самолетами ночью па глубину свыше 2000 км в условиях противодействия сильной ПВО;
- дать практику командованию и штабам дальней авиации в организации управления боевыми действиями авиачастей и соединений при выполнении ими задач на глубине свыше 2000 км;
- дать практику авиачастям дальней авиации в ведении воздушного оборони¬тельного боя на больших высотах при наличии истребителей дальнего сопровожде¬ния и без них.
Для отражающей стороны:
- проверить готовность истребительной авиации районов ПВО к уничтожению одиночных самолетов и отражению эшелонированных и массированных налетов бомбардировочной авиации днем и ночью;
- дать практику командованию и Главному штабу Войск ПВО страны в плани¬ровании и организации отражения налетов бомбардировочной авиации;
- проверить командование и штабы ПВО в организации, планировании и про¬ведении воздушной оборонительной операции;
- дать практику командованию и штабам истребительной авиации ПВО стра¬ны в управлении действиями истребителей и сосредоточении крупных групп ис¬требителей при ведении воздушной оборонительной операции;
- дать практику зенитно-прожекторным частям в поиске и сопровождении це¬лей на средних и больших высотах;
- проверить службу ВНОС в организации обнаружения самолетов противника на больших высотах и своевременного оповещения войск.
Основные замечания по игре:
Проведенное двухстороннее авиационное учение явилось крупным меропри¬ятием в боевой и оперативной подготовке ВВС Советской Армии и Войск ПВО страны.
Участвовавшие в учении штабы, соединения и части обеих сторон получили практику в подготовке и ведении боевых действий днем и ночью в сложных метео-условиях.
Вместе с тем на проведенном учении были отмечены крупные недочеты, основ¬ными из которых являются следующие:
По нападающей стороне:
1. Штаб Дальней авиации плохо обеспечил в метеорологическом отношении полеты групп бомбардировщиков и особенно 45-й бомбардировочной авиадиви¬зии, выполнявшей главную задачу.
Как известно из опыта Великой Отечественной войны и послевоенной практи¬ки, разведка погоды имеет особенно большое значение при выполнении полетов в сложных метеорологических условиях и на большие расстояния. Этот ценный опыт не был использован штабом Дальней авиации, вследствие чего мощная куче¬вая облачность на маршруте полета в районе Дно явилась для командования ДА и командира 45 тбад полной неожиданностью.
2. Командование и штаб Дальней авиации не организовали твердого и непре¬рывного управления авиачастями и соединениями с земли.
Во время полета 45 тбад положение дивизии в воздухе не было известно и по¬лет дивизии фактически происходил без управления ею со стороны командова-ния ДА.
Имея разрешение командования ДА на обход облачности, командир 45 тбад генерал-майор авиации Набоков самовольно принял решение на коренное измене¬ние маршрута полета, на 425 км в сторону от заданного маршрута, не доложив об этом командующему Дальней авиацией.
Это решение командира 45 тбад является совершенно неправильным и недо¬пустимым, так как подобное отклонение от заданного маршрута в действительной обстановке может привести к срыву выполнения поставленной задачи и большим потерям своей авиации.
3. Управление 45 тбад в воздухе было неудовлетворительное. Полет 45 тбад проходил неорганизованно, с недопустимой растяжкой боевого порядка, а при выходе частей дивизии из облачности командир дивизии не принял мер к сбору дивизии, что в действительной обстановке могло привести к уничтожению авиа¬дивизии по частям.
Плохое управление авиачастями в воздухе со стороны командира 45 тбад при¬вело к тому, что авиадивизия на цель вышла в расстроенных боевых порядках, с опозданием на 35 мин., бомбометание производила в течение 40 мин., вместо по-ложенных 5 мип. На обратном маршруте 45 тбад совершала полет также неорганизованно, без сохранения боевого порядка, что в условиях действительной боевой обстановки могло повлечь большие потери.
4. Уровень боевой подготовки частей 45 тбад пе отвечает требованиям приказа МВС 1949 г. № 0250, что подтверждается результатами выполнения маршрутных дневных полетов и бомбометания авиаполками 45 тбад: 362 тбап выполнил хоро¬шо; 203 тбап — удовлетворительно; 52 гв. бап — плохо.
Неудовлетворительное бомбометание одного полка днем и двух экипажей но¬чью, а также отказ прицела в воздухе свидетельствуют о неодинаковом уровне бом¬бардировочной подготовки и недостаточном освоении экипажами самолетов Ту-4 радиолокационного прицела «Кобальт».
По отражающей стороне:
1. Основным недочетом в действиях отражающей стороны является безнака¬занный пропуск главных сил авиации нападающей стороны (45 тбад) через Мо¬сковский район ПВО к цели, находившейся в глубине страны.
Несмотря на то что полет главных сил и вспомогательных групп нападающей авиации был своевременно обнаружен службой BIIOC ПВО страны, командова¬ние Московского района ПВО неправильно оценило воздушную обстановку и не придало значения донесениям постов BIIOC о повороте главных сил на юг. Оди-ночный самолет, следовавший по заданному маршруту в удалении на 400 км от фактического маршрута полета главных сил, неправильно и предвзято рассматри-вался командованием Московского района ПВО основной целью, и оно подняло на его отражение семь истребительных авиаполков.
Командование и Главный штаб Войск ПВО страны не только не исправили эту крупную ошибку Московского района, но и усугубили ее, так как распоряжением начальника войск BIIOC ПВО страны все радиотехнические станции западного направления Московского района ПВО в период пролета главных сил нападаю¬щей стороны были выключены, в результате чего эти главные силы безнаказанно проникли через Московский район ПВО к цели, расположенной в глубине страны, выполнив свою задачу.
2. Некоторые командиры и штабы плохо анализировали донесения, поступав¬шие от радиотехнических постов BIIOC, воздушная разведка противника не была организована, вследствие чего воздушная обстановка в ряде случаев освещалась неполно и оценивалась неправильно.
3. Управление радиотехническими постами ВНОС осуществлялось неудовлет¬ворительно, так как командиры радиотехнических батальонов фактически были устранены от руководства подчиненными им постами, а начальники войск BIIOC районов ПВО, взявшие непосредственно на себя управление радиотехническими постами, с этими задачами не справились.
4. Штабы всех степеней и летный состав не имеют достаточной практики в ис¬пользовании радиосредств для управления истребительной авиацией.
5. 11екоторые командиры соединений и частей истребительной авиации не всег¬да создавали превосходство в силах своих истребителей над бомбардировщиками, в результате чего нарушалось требование — бить воздушного противника до полно¬го уничтожения па всем пути его полета.
6. Расчетные рубежи ввода в бой истребительной авиации часто назначались без учета времени, необходимого для оповещения о воздушном противнике и для взлета истребителей, в зависимости от условий каждого аэродрома.
7. В Московском районе ПВО, вследствие отсутствия достаточного контроля со стороны командования и штаба района, радиолокационная система наведения истребителей на цель работала без тесного взаимодействия с радиолокационной системой BIIOC района ПВО.
Выводы по работе командования и штабов:
1. Бывший командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант авиации Николаенко и начальник штаба ДА генерал-лейтенант авиации Кролепко не справились полностью со своей работой по организации управления и обеспечения полетов соединений и частей дальней авиации, что и повлекло за собой в значительной сте¬пени недочеты в действиях дальней авиации на учении.
2. Главный штаб Войск ПВО страны (начальник Главного штаба по учению генерал-лейтенант авиации Лаврик) не обеспечил должного управления войска¬ми, особенно в вопросах организации службы ВНОC. К недочетам Главного штаба Войск ПВО страны следует также отнести слабый контроль за исполнением отдан¬ных войскам приказаний и распоряжений, отсутствие должного руководства разве¬дывательным отделом и взаимодействия между управлениями и отделами штаба.
Управление службы ВНОС ПВО страны (и.о. начальника Управления генерал- лейтенант авиации Адриашенко) со своими задачами на учении не справилось.
3. Командующий истребительной авиацией ПВО страны генерал-лейтенант авиации Савицкий с задачами по управлению истребительной авиацией в основ¬ном справился, но допустил следующие недочеты:
- руководство боевой деятельностью авиасоединений и частей осуществлял непосредственно через их командиров, минуя командующих воздушными армиями;
- при решении большинства вопросов по организации боевой деятельности ис¬требительной авиации и управлению он в ходе боя не опирался в достаточной мере на свой штаб и решал их без участия и помощи штаба.
4. Командующий войсками Московского района ПВО генерал-полковник Мо¬скаленко и Врид начальника штаба генерал-лейтенант Казарцев допустили круп¬ные ошибки в вопросах организации разведки воздушного противника, в ряде слу¬чаев неправильно и недостаточно глубоко анализировали воздушную обстановку, в результате чего принимались необоснованные, предвзятые решения по использо¬ванию истребительной авиации.
Командующий 64-й воздушной истребительной армией Московского района ПВО генерал-майор авиации Фокин допускал неправильную практику отдачи распоряжений на вылет авиации непосредственно командирам эскадрилий и даже звеньев.
5. Командующий войсками Донбасского района ПВО генерал-лейтенант Шаф¬ранов и Врид начальника штаба полковник Степанов, Врид командующего вой¬сками Киевского района ПВО генерал-майор артиллерии Волкинштейн и Врид начальника штаба полковник Кузьминский, командующий оперативной группой Сталинградского района ПВО генерал-лейтенант Подгорный и начальник штаба генерал-майор авиации Факов, Врид командующего 34-й воздушной истребитель-ной армией генерал-майор авиации Малашкевич и Врид начальника штаба полков¬ник Фатющенко со своими задачами справились.
Выводы по работе летно-технического состава:
1. Индивидуально летный состав бомбардировочной авиации, участвовавший в учении, показал хорошие навыки при выполнении полета в сложных метеороло¬гических условиях, на большую глубину и большой радиус действия как днем, так и ночью.
Уровень бомбардировочной подготовки летного состава полков неодинаковый.
Летный состав истребительной авиации вполне удовлетворительно подготов¬лен для ведения боевых действий на реактивных самолетах днем в составе эскадри¬льи и полка как на средних, так и па больших высотах.
Летчики-ночники подготовлены к действиям в сложных условиях в световых прожекторных полях, но подготовлено их очень мало.
Инженерно-технический состав в основном овладел правилами эксплуатации современных самолетов и обеспечил хорошую подготовку к учению материальной части и специального оборудования.
2. К недочетам службы ВНОС необходимо отнести неправильное определение состава групп бомбардировочной авиации, и особенно высоты их полета, а также снижение качества работы в сложных условиях воздушной обстановки.
3. Основными недочетами в работе связи являются:
- не всегда устойчивая радиосвязь земли с самолетами и между самолетами в воздухе;
- недостаточная натренированность личного состава в передаче цифрового текста, в результате чего имели место искажения передач, поступающих от радио¬технических постов.
В целях повышения боевой готовности и боевой подготовки Войск ПВО страны и дальней авиации и для устранения недочетов, вскрытых на двухстороннем авиа¬ционном учении, приказываю:
1. Главнокомандующему ВВС Советской Армии и командующему Войсками ПВО страны разработать конкретные мероприятия по устранению вскрытых на проведенном учении недочетов.
2. Главнокомандующему ВВС Советской Армии организовать обучение до кон¬ца 1950 г. всех экипажей самолетов Tу-4 полетам в сложных метеорологических условиях и полетам с использованием системы ОСП, в соответствии с решением Совета Министров Союза ССР от 16 января с.г. за № 230-68сс.
3. До 1 января 1951 г. провести, совместно с истребительной авиацией ПВО, летные учения бомбардировочных полков на самолетах Ту-4 45-й и 13-й бомбар¬дировочных авиадивизий дальней авиации и до конца текущего года одно учение 45-й бомбардировочной авиадивизии с полетом в сложных условиях на дальность до 1000 км.
На учениях отработать организацию разведки погоды самолетами, вопросы управления боевыми порядками соединений и частей ДА с земли и в воздухе в сложной метеорологической обстановке, выход бомбардировщиков на цель в за-данное время в боевых порядках в составе полка и дивизии, определение цели и высоты ее полета радиолокационной системы BIIOC ПВО страны и наведение ис-требительной авиации на цель.
4. До конца учебного года обучить все полки дальней авиации качественно¬му бомбометанию с прицелом «Кобальт»: с 52-м бомбардировочным полком 45-й бомбардировочной авиадивизии, показавшим на учении неудовлетворительные результаты бомбометания, организовать подготовку экипажей по специальному плану и до 15 ноября с.г. провести летное учение с бомбометанием в составе полка, в сложных условиях и на предельных высотах.
5. Главнокомандующему ВВС Советской Армии на оперативной игре на мест¬ности, проводимой в сентябре с.г. по плану оперативной подготовки с привлечени¬ем 50-й воздушной армии ДА, тщательно отработать вопросы управления действи¬ями соединений ДА и обеспечения их при массированном использовании дальней авиации.
Главнокомандующему ВВС и командующему Войсками ПВО страны до 1 сентября с.г. уточнить планы боевой подготовки Дальней авиации и Войск ПВО страны на оставшийся период текущего учебного года с учетом проведения меро-приятий во исполнение настоящего приказа.
Планом боевой подготовки на 1951 г. предусмотреть проведение совместных летных учений соединений и частей дальней авиации на самолетах Ту-4 с истреби¬тельной авиацией ПВО с привлечением службы BIЮС и зенитных прожекторных частей.
6. Командующему Войсками ПВО страны на предстоящих учениях ПВО в Ле¬нинградском районе (август) и Бакинском районе (октябрь) отработать вопросы управления службой ВНОС и проверить соответствие организации частей ВНОС выполняемым ими задачам.
Распоряжением Главнокомандующего ВВС Советской Армии, для участия в учениях Бакинского района ПВО, выделить один бомбардировочный полк на са-молетах Ту-4, предусмотрев отработку с этим полком задач, поставленных настоя-щим приказом.
7. Командующему Войсками ПВО страны в течение августа и сентября с.г. про¬вести в районах ПВО страны контрольный облет радиотехнических постов BIIOC авиацией для тренировки личного состава постов ВНОС в определении цели и вы¬соты се полета. Облет производить внезапно, в сложных условиях воздушной об¬становки с применением помех.
8. Командующему Войсками ПВО страны совместно с Главнокомандующим ВВС к 1 сентября с.г. представить согласованный план облета авиацией не ме¬нее половины радиотехнических постов ВНОС, расположенных в пригранич¬ной полосе.
9. Шире практиковать поощрение летного состава и командиров соединений и частей дальней авиации и истребительной авиации ПВО, успешно выполняющих задачи боевой подготовки.
10. Начальнику Генерального штаба Советской Армии до 1 января 1951 г. рас¬смотреть вопросы о недочетах в организации и оснащении, базировании истреби¬тельной авиации, инженерно-авиационной службе и материально-техническом обеспечении войск ПВО и подготовить предложения для доклада мне и представ¬ления на решение правительства.
11. Настоящий приказ довести до командующих и начальников штабов райо¬нов ПВО, воздушных армий дальней авиации и ПВО страны.
С командирами авиакорпусов и авиадивизий приказ изучить в части, их касаю¬щейся.
12. Исполнение настоящего приказа донести к 1 декабря 1950 г.
Заместитель Военного министра СССР
Маршал Советского Союза СОКОЛОВСКИЙ
Врид начальника Генерального штаба Советской Армии
генерал армии МАЛАНДИН