Обновление, которое ведётся сегодня, показывает, что системного подхода нет, средства распыляются по нескольким параллельным проектам. В классе корветов и фрегатов строятся корабли, обладающие очень близким боевым потенциалом, но унифицированные фактически только по противокорабельному ракетному комплексу. Все остальное - зенитно-ракетный комплекс, артиллерийское вооружение, силовая установка, радиоэлектронное вооружение - относится к разным типам и зачастую произведено на разных предприятиях. Сейчас строятся два типа фрегатов: пр.22350 «Северная верфь» (Санкт-Петербург) и пр.11356[5] ПСЗ «Янтарь» (Калининград), и два типа корветов: пр.20380 «Северная верфь» (Санкт-Петербург) и пр. 11661[6] «Зеленодольский завод им. Горького» (Татарстан). Естественной платой за подобный подход является завышенная стоимость строительства, а также дополнительные затраты ВМФ на содержание «разношерстной» группировки. Очевидно, что в сложившихся условиях мелкосерийного строительства необходимо пересмотреть количество проектов по новому строительству и максимально унифицировать корабли по оборудованию и вооружению.
Поддержание несбалансированной группировки
Сегодня много средств из бюджета ВМФ уходит на содержание флагманских ракетных крейсеров типа пр.1144 «Петр Великий» и пр.1164 «Варяг», предназначенных главным образом для решения сверхзадачи – уничтожения авианосных ударных группировок (АУГ) ВМС США. Однако так ли актуальна эта цель для ВМФ России в XXI веке? Или поддержание противоавианосных сил осуществляется больше по инерции, исходя из принципа «любой ценой» сохранить «статусные» корабли? По мере морального и физического старения этих крейсеров стоимость их содержания все возрастает, при этом вследствие недостатка средств активно списываются более универсальные корабли дальней морской/океанской зоны класса эсминец-БПК.