…В 1961 году, отмеченном в истории Германии возведением пресловутой «Берлинской стены» между капиталистическим западным и социалистическим восточным Берлином, восточногерманская киностудия «ДЕФА» с санкции руководства правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) спешно отсняла художественный кинофильм «Случай в Глейвице» (Der Fall Gleiwitz). Положенная в основу сюжета картины история реальной пограничной провокации, явившейся поводом для развязывания Второй мировой войны, должна была, по замыслу восточногерманских кинематографистов, показать Западу и Востоку «преемственность традиций провокаций и насилия» у гитлеровского рейха и ФРГ.
Как водится в пропагандистском кино, на картину «Случай в Глейвице» не пожалели ни материальных средств, ни интеллектуальных ресурсов. Сценаристы фильма Гюнтер Рюкер (Günther Rücker) и Вольфганг Колхазе (Wolfgang Kohlhaase) получили доступ не только к опубликованным показаниям Науйокса, сделанным в 1945 году на Нюрнбергском процессе, но и к архивным материалам Министерства госбезопасности ГДР – пресловуто-легендарного «Штази». Основная часть съемок под режиссурой Герхарда Клайна (Gerhard Klein) прошла на натуре в бывшем немецком Глейвице, переданном после войны народной Польше – и получившем новое польское название «Гливице» (Gliwice).
…Премьера фильма «Случай в Глейвице» состоялась в апреле 1961 года в берлинском кинотеатре «Вавилон» в рамках торжественных мероприятий, приуроченных к открытию мемориала в бывшем концлагере Заксенхаузен в предместье Восточного Берлина. В широкий прокат в странах «социалистического блока» картина была запущена в августе 1961 года – через считанные дни после строительства пресловаутой «Берлинской стены». Осенью 1963 года, когда отношения между ГДР и ФРГ, донельзя обострившиеся с осени 1961 года в связи с появлением «стены», несколько нормализовались, кинофильм был показан в ряде административных центров Западной Германии.
Примечательно, что в Гамбурге местный «Клуб кинолюбителей» специально пригласил на показ этого фильма в местный школьно-культурный центр… местного жителя Альфреда Науйокса, который пообещал киноманам «выступить с коротким предисловием, а по окончании показа сообщить об исторической достоверности представленного материала». Правда, образовательное ведомство Гамбурга запретило участие Науйокса в демонстрации картины, но поднявшийся в связи с этим скандал привлек внимание прессы – и подстегнул интерес западногерманских историков и журналистов к изучению предыстории и обстоятельств осуществления «операции Гиммлер».
…Согласно сюжету фильма «Случай в Глейвице», двумя главными разработчиками указанной операции были Науйокс, роль которого сыграл актер Ханньо Хассе (Hannjo Hasse) и шеф гестапо Генрих Мюллер в исполнении Герварта Гроссе (Herwart Grosse). По сценарию, Науйокс прибыл в Глейвице во главе группы из шести силезских «фольксдойче» – неких «Вечорека», «Кравейта», «Берацки», «Ситте», «Тутцауэра» и «Кюннеля». Пока Мюллер вез в Глейвице будущего «консерву» – безымянного узника концлагеря (актер Хильмар Тате), Науйокс, получив от сотрудников СД в Оппельне и Глейвице соответствующую экипировку, проник на радиостанцию под видом почтальона. А вечером 31 августа он во главе своей группы, одетой в штатские костюмы польского пошива, ворвался на радиоузел. Последующие киноэпизоды весьма правдоподобно проиллюстрировали реальное развитие вышеописанных событий – за исключением того, что, по фильму, нападение произошло еще засветло, а доставленный Мюллером к месту провокации «безымянный заключенный» (KZ-Häftling), предварительно получивший укол наркотика от эсэсовского врача, был застрелен лично Науйоксом, сделавшим по нему два выстрела из немецкой винтовки армейского образца.
Эта финальная сцена фильма была, вероятно, единственным эпизодом, в достоверности которого у историков могли возникнуть определенные сомнения. Как уже было сказано выше, ни Науйокс, ни другие участники его группы, которые еще здравствовали в первой половине 1960-х гг., не делали никаких заявлений о том, что доставленного на радиостанцию немца-полонофила Франца Хонека убил именно Науйокс. Хотя, без сомнения, к тому моменту он обладал всеми необходимыми личными качествами и профессиональными навыками, чтобы сделать это...
В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев