От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 23.02.2002 06:07:04 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Re: ФАПСИ-1

Архив\Содержание №1 Октябрь\Кто Вы, доктор Цыганков?


Эрнесту Цыганкову исполнилось 65 лет,
с чем мы его сердечно поздравляем
(это интервью записано за день до юбилея). Действительный член Академии педагогических наук, профессор Академии физкультуры, заслуженный тренер России по автоспорту, воспитавший 18 (!) мастеров спорта международного класса, создатель и руководитель Центра высшего водительского мастерства, идеолог и конструктор уникальных тренировочных и контраварийных методик, по которым учатся гонщики и сотрудники спецслужб не только у нас, но и в других странах. Что стоит за его громкими титулами? Каков был и есть путь этого человека? Об этом рассказывает мэтр накануне своего юбилея.

– Эрнест Сергеевич, внешняя сторона вашей жизни хорошо известна всем, кто имеет отношение к автомотоспорту, и многим из тех, кто не имеет. Но Цыганков, которого знают по его книгам и титулам, – это Цыганков, скажем так, в парадном мундире. А вот "просто" Цыганкова, его биографию, знают мало. Давайте в честь юбилея восполним пробел. Кто вы, откуда родом, из какой семьи?
– Кто я и откуда... Я коренной московский пацан. Вырос на Дорогомиловке, учился в 665-й школе. Происхожу из семьи, как принято говорить, технических интеллигентов. Отец был крупным инженером-прибористом, специализировался по ракетным делам, одно время работал заместителем Челомея. Мама – тоже инженер, причем с большим уклоном в науку. Она была профессором, доктором технических наук, работала в области газовых турбин, в войну трудилась начальником цеха на Уралмашзаводе, танки делала. Еще она, правда, заочно окончила консерваторию по классу фортепьяно, но это так, для души, а профессионально музыкой не занималась.

– С такими генами вам, казалось бы, сам Бог велел идти в инженеры. Или в музыку. А вы в спорт ударились...
– Да я и пошел в инженеры. Два курса в МВТУ отучился. Но спорт все переломил. Я ведь в спорте с восьми лет. Не просто в физкультуре, а именно в спорте. Плавание, гребля, парус, конный спорт, фехтование, стрельба, современное пятиборье, мотоспорт. В каждом из этих видов я дошел до первого разряда.

– Да вы просто спецназовец какой-то! К чему была вся эта многостаночность?
– Искал, выбирал, "приценивался". Наконец остановился на мотоспорте. И пошло-поехало! Гонялся самозабвенно, меня с мотоцикла согнать не могли. Бывало, после очередного перелома даже в гипсе ездил. Травм у меня жуткое количество. Недавно я ради интереса попытался посчитать старые раны и нашел у себя на теле больше двухсот швов; это все оттуда, из мотоспорта. Но зато был чемпионом Москвы по мотокроссу, по мотоболу, по многодневке...

– ... и когда устали от ран, ушли на тренерскую работу. Так?
– Нет, не так. Я на тренерской работе, хотите верьте, хотите нет, с пятнадцати лет. Начал, еще когда занимался морской греблей на ялах. И потом везде был играющим тренером. Меня всегда тянуло к тренерству, и неплохо получалось. Жизнь показала, что это и есть МОЕ занятие.

– Вот насчет "неплохо получалось" это вы явно скромничаете. Ваши тренерские заслуги таковы, что создается впечатление, будто вы абсолютный везунчик, что все у вас идет гладко, как по маслу, и звания-титулы просто валятся с неба. Неужели на вашем пути не было ни одного ухаба?
– Гладко?! Да вы что! У меня вся жизнь – сплошные ухабы. Причем некоторые я сам себе выкопал по глупости и долго из них выбирался. Вы первый журналист, кому я открываю такую информацию: я три года отсидел в тюрьме, с 56-го по 59-й год. Это как, будем считать ухабом на жизненном пути или нет?

– В тюрьме? За что?!
– За угоны автомобилей. Молодой был, жару много, а ума еще не очень. Середина пятидесятых, я – студент МВТУ, помешан на технике и спорте. Вижу красивую машину, и аж руки трясутся, так хочется порулить, а возможности нет. Ну, и не выдержали мы – я и еще двое моих друзей (один, кстати, сейчас тоже профессор). Начали угонять. Никаких корыстных целей – угнали, покатались и бросили. Шесть машин так "протестировали", среди них "Победу" Аркадия Райкина. Что поразительно, нас никто не поймал, хотя, как я подозреваю, именно "под нас" тогда в МУРе был создан отдел по расследованию угонов – угоны еще в диковинку были. Я вскоре "завязал" (поумнел, да и стыдно стало), перешел учиться в институт физкультуры и забыл об этих делах. Но прошло два года, и мне напомнили. Один из тех моих друзей продолжал "кататься", и его взяли. И все раскрылось. Сидел я в "Матросской Тишине", с ворами в законе, "на спецу", где даже окон не было. Спасибо, что хоть разрешили в тюрьме работать автослесарем и автомаляром, иначе б с ума сошел. Вышел на волю седым...

1969 год. Первый тренерский успех. Э.С. Цыганков со своими воспитанниками из команды института физкультуры

– И каковы были последствия?
– След остался страшный. Больше всего жалко родителей, я им жизнь подпортил. Отца тогда только-только назначили министром приборостроения, и он, как порядочный человек, был вынужден отказаться от должности. И маме пришлось поменять место работы. А на меня потом лет тридцать многие показывали пальцем и злорадно припоминали мне ошибки молодости. С тех пор мне приходилось всем доказывать, что я не верблюд. Например, звание заслуженного тренера дают тому, кто подготовил одного мастера спорта международного класса, – а я его получил, когда воспитал 18 международных мастеров и больше 40 мастеров обычных. И вопрос решали не в Спорткомитете, как обычно, а аж в самом ЦК КПСС. И с присвоением ученых степеней меня мурыжили-мытарили так, что мало не казалось. Кандидатскую защищал в 79-м году в НИИАТе, потом повторно в Харьковском автодорожном – и вроде везде все "единогласно", а степень целый год не давали, окончательно пришлось защищаться в экспертном совете ВАК, это уже последняя инстанция. Докторскую защитил лишь в 99-м, а мог бы лет на десять раньше. Долгое время был "холодным" профессором – так называют тех, кто по должности уже профессор, но по степени еще не доктор. Закулисных интриг плели много, хотя на защите докторской, помню, обо мне говорили, как о покойнике, – только хорошее.

– Но как же вам после тюрьмы удалось вернуться к нормальной жизни?
– С трудом. После отсидки год отработал техником-конструктором у отца на заводе. Потом восстановили в институте: мой преподаватель за меня поручился. Учился только на "отлично", но из-за судимости о повышенной стипендии даже мечтать не мог. Выиграл Всесоюзный конкурс студенческих научных работ. После института меня не сразу, но все-таки взяли в аспирантуру. Там я под руководством выдающегося физиолога Владимира Соломоновича Фарфеля (человек потрясающий – играл на рояле 1-й концерт Чайковского без нот!) изучал интереснейшую тему – физиологию управления короткими движениями. Тема эта самим Богом создана для использования в подготовке гонщиков. Вот я и использовал. Набрал дюжину студентов, второразрядников, среди них три девчонки, и через 4 года все они стали мастерами спорта, причем двое – международными, шестеро – чемпионами СССР. В 65-м году мой ученик Валентин Моисеев привел меня к руководству ДОСААФ и там решили назначить меня тренером сборной СССР по спидвею. Меня поначалу мало кто всерьез воспринимал (пацан, дескать), однако вскоре мнение изменилось, особенно после того, как я предпринял первую в нашей стране успешную попытку перевести автомотоспорт из любительского статуса в профессиональный.

– Большой спорт невозможен без зарубежных "гастролей". Вам препятствовали, когда надо было возить команду за границу?
– Ну, как сказать... Чтобы меня выпустили из страны, потребовалось личное разрешение тогдашнего председателя КГБ Михаила Семичастного. И "за бугром" каждый мой шаг отслеживали, естественно. В том же 65-м мы поехали в Европу на гонки (я, кстати, сам сидел за рулем автобуса команды), и в Италии на одном приеме меня спровоцировали на разговоры о политике и свободе личности. Я знал, что там стены имеют уши, и дал такую гневную отповедь буржуазным фальсификаторам, что потом, в Москве, мне в КГБ сказали: ну ты, братец, переборщил, с буржуями надо бережнее обращаться. Кстати, та поездка была для меня знаменательной: мои ребята уехали, считай, желторотыми птенцами, а вернулись... ну, просто профи! Правда, к сожалению, только шестеро из восемнадцати вернулись без травм...

1976 год. Вместе со знаменитым гонщиком Николаем Больших

– А когда вы углубленно занялись контраварийной подготовкой водителей? Ведь именно эта работа принесла вам всемирную известность, так? Если, конечно, не брать в расчет тот факт, что вы долгое время тренировали сборную СССР по ралли...
– Сборную я тренировал уже потом, с конца 70-х по начало 90-х. А тогда, в 66-м, я встал перед выбором: чистый спорт или наука. Выбрал науку, но, тем не менее, все наработки, естественно, проецировал в спорт. Стал экспериментировать в школе трудных подростков – мне, при моем уголовном прошлом, с этими трудными было легко, я их понимал, и они меня. Многие стали классными раллистами. Со временем начал готовить не только гонщиков, но и тренеров по автомотоспорту. И везде и всегда оттачивал контраварийные методики – а это требует чисто научного подхода.

– А как получилось, что вы начали сотрудничать со спецслужбами?
– В 75-м меня вдруг пригласили работать тренером в МВД. Меня! С моей биографией! В милиции ездили плохо, просто отвратительно – вся безопасность зависела от наличия мигалки на крыше машины. Для проверки мне дали 12 милицейских водителей, причем с подвохом: некоторые из них были отпетыми аварийщиками (на каждом по 7 – 8 аварий в год висело), а кто именно, я не знал. И дали 24 дня на их подготовку к выступлению на чемпионате Москвы. Скромничать не буду – мы заняли 1-е, 2-е и 3-е места. Но МВД – это еще цветочки. В 79-м меня позвали в КГБ. И за подготовку мотоциклистов правительственного эскорта наградили почетным значком Кремлевского полка КГБ. Бывший зек стал почетным чекистом! Анекдот, да и только. Ну и пошло дело. МВД – "наружка", эскорт правительства, КГБ – "девятка", охрана Первого секретаря ЦК Компартии Украины Щербицкого, ГОН Украины, потом налоговая полиция, охрана Лужкова, охрана крупных банкиров, инкассаторы... Это все – с моим участием. Помимо перечисленного в нашем спортколледже, который со временем вырос в Центр высшего водительского мастерства, мы обучили 6 тысяч водителей автобусов для обслуживания Олимпиады, Игр доброй воли и съездов КПСС. А всего мы дали контраварийную подготовку 12 тысячам водителей; большинство из них – обычные люди, частники. Наши методики выдержали жесточайшую конкуренцию с зарубежными. Теперь ведущие инофирмы проводят подготовку своих водителей у нас, а не за рубежом.

Э.С. Цыганков во время подготовки охраны Щербицкого

– Что вам как тренеру и просто человеку наиболее дорого из сделанного за всю вашу карьеру?
– По-своему все дорого, потому что умение управлять автомобилем в критических ситуациях реально спасает жизнь людям. Однако есть такое, что дорого особо, – это наша методика реабилитации инвалидов. Их в нашем обществе, увы, очень много – "афганцы", "чеченцы", простреленные, переломанные, кто без ноги, кто без руки, – те, кому по приговору медицинского суда, казалось бы, уготован страшный удел: убогая инвалидная пенсия, диван, телевизор да домино во дворе. А им ведь не это все нужно, им ПОЛНОЦЕННО ЖИТЬ хочется! У нас уже есть первый опыт успешной помощи этим людям. Те, кто прошел через наш Центр, нормально работают водителями. И даже выигрывают у физически здоровых людей на наших закрытых соревнованиях! Но главное, как меняется их мироощущение! Когда я с ними работаю, чувствую себя доктором. Не доктором наук, а простым, человеческим, медицинским доктором...

– Остается лишь удивляться тому, как вам все удается. Скажите, доктор, а были у вас в жизни поражения? Что-нибудь такое, перед чем лично вы безоговорочно капитулировали?
(Цыганков хитро улыбается и как будто прикидывает в уме: говорить или нет? После минутного раздумья, смеясь, стучит пальцем по пачке сигарет на столе.)
– Поражения? Были, конечно. Вот, например, я долго и мужественно пытался бросить курить. И наконец, бросил бросать. Капитулировал. Но... не безоговорочно. Может быть, еще когда-нибудь попробую...
– Эрнест Сергеевич, еще раз поздравляем с юбилеем. Желаем всего-всего. А что вы, пользуясь случаем, хотели бы пожелать другим?
– Никогда ни перед чем не капитулировать. По крайней мере, безоговорочно...