Родился в 1951 г. в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края.
В 1968-1970 гг. учился в Политехническом институте г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
С 1970 по 1972 г. проходил службу в Вооруженных Силах.
В 1972 г. поступил, а в 1976 г. закончил Свердловский юридический институт.
С 1976 г. - стажер, а через 6 месяцев и по 1978 г. - следователь прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области.
В 1978-1979 гг. являлся заместителем Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области.
В 1979-1983 гг. работал Тайшетским транспортным прокурором Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В 1983 г. был начальником следственного отдела Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В 1984-1986 гг. работал инструктором отдела административных органов Иркутского обкома КПСС.
В 1986-1988 гг. - первый заместитель прокурора Иркутской области - начальник следственного отдела.
В 1988-1990 гг. работал заведующим государственно-правовым отделом Иркутского обкома КПСС.
С 1990 по 1992 гг. работал Восточно-Сибирским транспортным прокурором.
С 1992 по 1995 гг. - прокурор Иркутской области.
В 1995 г. был назначен первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а с осени 1998 г. по август 1999 г. исполнял обязанности Генерального прокурора Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 г. № 1066 назначен Министром юстиции Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1999 г. № 1133 присвоен классный чин "Государственный советник юстиции Российской Федерации".
--------------------------------------------------------------------------------
1971 г. Награжден медалью "За воинскую доблесть".
1996 г. Присвоено звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".
2000 г. За заслуги в создании в России единого правового пространства, журналом "Кто есть кто?" назван человеком года в области права.
2001 г. Награжден орденом ПОЧЕТА.
Образование первых судебно - экспертных учреждений Министерства юстиции Российской империи
28 июня 1912 г. Государственный Совет и Государственная Дума Российской империи одобрили Закон об учреждении кабинета научно-судебной экспертизы в г Санкт-Петербурге. 4 июля 1913г. был одобрен Закон об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы в городах Москве, Киеве и Одессе. Одобрению Законов и их утверждению императором Николаем II предшествовала большая подготовительная работа.
Результаты подготовительной работы нашли отражение в объяснительных записках к проектам об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы (КНСЭ), подписанным 19 января 1912 г. и 21 марта 1913 г. Министром юстиции.
В них приводится статистика Минюста Российской империи. Анализируются причины прекращения дел и отмечается необходимость постоянного применения при расследовании уголовных дел "новой отрасли уголовной науки - криминалистики". Задача этой науки определяется узко - установление личности преступника, его участия в совершении преступления и орудий преступления. Подчеркивается также возможность использования научных знаний для успешного выяснения материальной истины не только по уголовным, но и по гражданским делам.
Утверждается, что для реализации этих возможностей необходимо создать одновременно несколько специальных научно-судебных экспертных учреждений.
Поэтому на первом этапе предлагается "учредить в Санкт-Петербурге специальный кабинет научно-судебной экспертизы, который должен служить сведущим органам по разнообразным вопросам, за исключением относящихся к судебной медицине"
К основным задачам кабинета отнесены:
"Производство всякого рода исследований, относящихся к области криминалистики по уголовным делам - бесплатно, по гражданским делам - за плату, в размере, определяемом по правилам Устава гражданского судопроизводства".
"Оказание, в особо важных случаях, помощи следственной власти при производстве действий, касающихся обнаружения виновного или выявления преступления".
В составе КНСЭ предлагается образовать лабораторию с отделами (фотографический; каллиграфический; технических исследований; дактилоскопический) и музей, который должен служить научно-практическим целям и выполнять основную задачу - "установить, путем метода сравнения, каким орудием был достигнут обнаруженный преступный результат, и какое действие могло или должно было быть произведено найденным орудием".
К объяснительным запискам прилагались проекты закона об учреждении КНСЭ. На основе этих проектов с соблюдением всех предусмотренных процедур были приняты Законы о внесении изменений и дополнений в Судебные Уставы Императора Александра II. Основное содержание Законов:
КНСЭ создаются при прокурорах судебных палат, в округах, где это предусмотрено штатами, "для производства исследований по уголовным и гражданским делам посредством фотографии, дактилоскопии, химического и микроскопического анализов и иных предметов, за исключением исследований, проводимых врачебными отделениями губернских правлений".
Производство исследований возлагается на управляющих КНСЭ и их помощников, которые вступают в должность после принятия присяги. Кроме того, при КНСЭ служат техники по вольному найму, назначенные управляющим КНСЭ В примечании указывается, что "Министерству юстиции предоставляется право перераспределить штатную численность, но с предварительным уведомлением Правительствующего Сената".
По порядку приема, увольнения, подчиненности, ответственности, оплаты труда и прочих прав управляющий КНСЭ приравнивался к заместителю прокурора судебной палаты, а помощники управляющего - к заместителям прокурора окружного суда. Министру юстиции предоставлялось право допускать исключения из правил для отдельных лиц КНСЭ.
Должностные лица и другие специалисты КНСЭ, проводившие "судебно-химические и микроскопические исследования" не в месте "нахождения кабинета", не вызываются для дачи объяснений в суд, их заменяют местные врачи или иные специалисты.
После вступления приговора в законную силу вещественные доказательства, кроме орудий преступлений и предметов со следами преступлений, возвращаются их хозяину, либо, если они представляют научный интерес, передаются в ближайший КНСЭ "для хранения в музее".
КНСЭ получают из-за границы без оплаты пошлин все необходимое для деятельности кабинетов "печатные произведения, инструменты, приборы и другие предметы".
Детально отработаны в Законах финансовые вопросы:
Предусматривалось выделение из средств государственного казначейства определенных сумм на служебные разъезды управляющих кабинетами и их помощников в пределах городов, где расположены КНСЭ (в Санкт-Петербурге и Москве по 1000 руб., в Киеве и Одессе по 700 руб.)
Закон об образовании КНСЭ в Москве, Киеве и Одессе принят 4 июля 1913 г., а в действие введен с 1 января 1914 г. На организационные мероприятия по созданию КНСЭ в нем закреплено выделение 64 тыс. 700 руб. "с отнесением сего расхода на счет ожидаемых сбережений от назначений по государственной росписи расходов на 1913 год".
Определялись конкретные суммы, которые должны поступать из средств государственного казначейства Министерству юстиции на содержание КНСЭ, - "по семьдесят тысяч рублей в год"
Законы подписаны Председателем Государственного Совета М. Акимовым. На титульном листе имеется запись: "На подписанном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: "Быть по сему" На рейде и яхте Штандарт 4 июля 1913 года. Скрепил Государственный Секретарь Крыжановский".
(материал предоставлен начальником отдела экспертных учреждений Минюста России Т. П. Москвиной)
Центр общественных связей (ЦОС) информирует общественность о деятельности Минюста России путем подготовки пресс-релизов, организаций интервью, проведения пресс-конференций, брифингов, круглых столов; организует освещение его деятельности в печатных и электронных СМИ; готовит ежедневные обзоры прессы; взаимодействует с пресс-службами и PR-службами федеральных органов представительной и исполнительной власти, иными организациями по вопросам, составляющим его компетенцию; оказывает систематическую информационную поддержку правовым изданиям, а также сайту Минюста в Internet; взаимодействует с территориальными органами и учреждениями юстиции по проблеме освещения их деятельности в СМИ.
Значительное внимание было уделено освещению в СМИ расширенной коллегии Минюста России по подведению итогов работы за 2000 год и задачах на 2001 год, работе 24-й конференциями министров юстиции стран Европы, на освещение хода которой было аккредитовано 137 представителей как российских, так и зарубежных средств массовой информации.
Кроме этого за 2001 год было организовано освещение в средствах массовой информации следующих основных мероприятий, проводимых Министерством и его руководством:
- коллегий Министерства юстиции Российской Федерации по различным вопросам деятельности Министерства и органов юстиции (24.01, 21.03, 25.04, 31.05, 27.06, 14.08, 10.10, 01.11, 27.11) после всех заседаний коллегий проводились расширенные пресс-конференции с Министра и его заместителей;
- 50-летие создания системы учреждений судебной экспертизы (17.01.2001);
- официальной церемонии преобразования Рязанского института права и экономики Минюста России в Академию права и управления Минюста России (06.02.2001);
Управление собственной безопасности совместно с соответствующими структурными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- обеспечение безопасности подразделений центрального аппарата Министерства, территориальных органов и учреждений юстиции;
- обеспечение личной безопасности сотрудников и работников Минюста России при исполнении ими служебных обязанностей;
- координация и методическое руководство деятельностью подразделений, обеспечивающих безопасность центрального аппарата Министерства, территориальных органов и учреждений юстиции, обобщение и распространение положительного опыта организации работы;
- выявление, предупреждение и пресечение в установленном порядке фактов вовлечения сотрудников центрального аппарата Министерства, территориальных органов и учреждений юстиции в противоправную деятельность;
- обеспечение совместно со структурными подразделениями Минюста России законных прав и законных интересов личности и государства.
Начальник Управления собственной безопасности
Нисифоров Геннадий Александрович
Контактные телефоны: 206-00-84, 206-01-79, 917-35-84
Отдел экспертных учреждений осуществляет организационно- методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России по производству экспертиз для судов, органов прокуратуры, внутренних дел, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, судебных приставов-исполнителей, а также экспертных исследований для юридических и физических лиц.
Используя современное аналитическое оборудование, эксперты проводят более 20 видов судебных экспертиз.
Основными задачами отдела являются:
1) реализация согласованных организационно-управленческих мер для организационного методического обеспечения деятельности судебно-экспертных учреждений по производству экспертиз и экспертных исследований для судов, органов прокуратуры, внутренних дел, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, судебных приставов-исполнителей и проведению экспертных исследований для юридических и физических лиц в соответствии с перечнем видов экспертиз, утверждаемых Министерством юстиции Российской Федерации.
2) обеспечение нормативной правовой базой для организации их деятельности;
3) изучение потребностей судебной и следственной практики с целью прогнозирования совершенствования структуры судебно-экспертных учреждений и внедрения в экспертную практику новых видов экспертиз;
4) проведение статистического учета деятельности судебно-экспертных учреждений по производству экспертиз и экспертных исследований и проведение мероприятий по структурному построению судебно-экспертных учреждений;
В настоящее время к судебно-экспертным учреждениям системы Министерства юстиции Российской Федерации относятся Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России, на который возложена функция по осуществлению научно-методического обеспечения проведения исследований в судебно-экспертных учреждениях Минюста России на современном научном уровне, пять центральных лабораторий судебной экспертизы, 43 территориальных судебно-экспертных учреждений.
В 1999 - 2001 г.г. путем преобразования центральных лабораторий судебной экспертизы без дополнительного бюджетного финансирования созданы шесть региональных центров судебной экспертизы.
В судебно-экспертных учреждениях работают более 2400 экспертов и специалистов. Из них: 1560 экспертов и специалистов с оплатой труда из федерального бюджета и более 700 экспертов с оплатой труда из внебюджетных источников финансирования. Специалисты экспертных учреждений имеют большой опыт работы в области судебной экспертизы и выполняют экспертизы на современном научно-техническом уровне, оказывая эффективную помощь следственным органам и судам и выполняют экспертные исследования по более 20 видам и подвидам экспертиз.
Количество экспертиз по определениям судов и постановлениям следователей ежегодно растет. В 2000 г. в судебно-экспертных учреждениях выполнено свыше 200 тысяч экспертиз и экспертных исследований. Из них по заданиям следователей органов внутренних дел выполнено почти 40 тыс. судебных экспертиз, следователей органов прокуратуры - более 21 тыс. судебных экспертиз и около 24 тыс. судебных экспертиз - для судов.
Самая мощная структура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.
Главная задача ГУИНа - исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания.
В учреждениях УИС - тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах - содержится свыше 900 тыс. человек. Около 700 тыс. из них составляют осужденные, в том числе 40 тыс. женщин и 17 тыс. несовершеннолетних.
В действующих в составе УИС уголовно-исполнительных инспекциях, на учете состоят свыше 400 тыс. лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 390 тыс. человек.
Её производственный потенциал составляют 750 различных предприятий, ежегодный объем производства которых превышает 9,0 млрд. рублей.
При исправительных и воспитательных колониях функционирует 274 вечерних общеобразовательных школы, действуют 284 церкви и храма, 662 молитвенных комнаты.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 119 больниц различного профиля. Так, противотуберкулезную помощь оказывают 36 больниц и 56 лечебных исправительных учреждений.
В настоящее время по инициативе Минюста продолжается реформирование УИС, цель которого - гуманизация национального законодательства и приведение его в соответствие с международно-правовыми стандартами, что обусловит значительное сокращение расходов федерального бюджета на содержание осужденных и арестованных, а также улучшение условий отбывания наказания.
Наиболее успешные и значимые мероприятия (проекты), реализованные ГУИН Минюста России в 2001 году:
1. Принят федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" (от 09.03.2001 г. № 25-ФЗ). В соответствии с ним практически исключено применение меры пресечения в виде содержания под стражей к лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести. Более широко используются альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Созданы благоприятные условия для ускорения реформирования системы, дальнейшей гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, соблюдения прав граждан, существенного сокращения численности контингента в местах лишения свободы,
2. Созданы Управления уголовно-исполнительной системы по федеральным округам при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Окружные управления УИС).
3. Проведено совместное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, на котором рассмотрены проблемные вопросы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России и мерах по их устранению с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа. 1 ноября 2001 года состоялось совместное заседание коллегий Минюста России, МНС России и Координационного Совета руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ Дальневосточного федерального округа.
4. Государственной Думой принято Постановление от 30.11.2001 года № 2172-Ш ГД "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" (предусматривает освобождение около 10 тыс. несовершеннолетних и 14 тыс. женщин, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести).
5. В текущем году принято 5 постановлений Правительства России по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2001 г. № 543 "О внесении дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 23 и от 16 марта 2000 г. № 234", которым предусматриваются особенности управления государственными унитарными предприятиями УИС (сохранение статуса предприятий УИС как государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения).
Принято постановление (6 ноября 2001 года № 765) "О проведении реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему", предусматривающее отсрочку указанных платежей на два года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 года № 636 утверждена федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2002-2006 годы)", выполнение которой позволит ввести дополнительно 45,7 тысяч мест для арестованных, жилых домов сотрудников общей площадью 215 тыс.кв.м. и привлечь к труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных. Программа включена в проект бюджета страны на 2002 год с объемом финансирования 345,06 млн.рублей (в этом году 230 млн. руб.). Объем финансирования программы на 5 лет составит 14,49 млрд. рублей, в том числе: 6,03 млрд. рублей из федерального бюджета, 5,66 млрд. рублей - из местного бюджета, 2,8 - внебюджетных источников.
6. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко проведены 2 селекторных совещания с главами администраций субъектов Российской Федерации по вопросам социальной реабилитации граждан, освобождаемых из мест лишения свободы и по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Создана Межрегиональная общественная организация "Российское пенитенциарное общество". Цель создания данной организации - объединение всех ученых- пенитенциаристов вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Основа реформирования уголовно-исполнительной системы -внедрение в практику деятельности пенитенциарных учреждений идей, разработанных учеными и проверенных жизнью. Важная научная задача -подготовить сотрудников УИС новой формации, воспринявших идеи гуманизации и демократизации пенитенциарной системы и взявших их в качестве принципов своей работы с осужденными.
8. Для увековечения памяти сотрудников УИС, погибших при исполнении служебного долга, совместно с Московской патриархией принято решение о возведении храма на территории Свято-Никольского Угрешского монастыря в г.Дзержинском Московской области. На возведение храма осуществлен сбор добровольных пожертвований от сотрудников УИС, спонсорских организаций и благотворительных фондов. В июле 2001 года проведена торжественная церемония с участием руководства Министерства и Главка по закладке памятной капсулы в основание храма.
9. Развивается собственная научная и учебная база, что дает возможность готовить кадры для УИС и научно обеспечить процесс ее реформирования.
Созданы Вологодский институт права и экономики и Самарский юридический институт, Пермская специальная средняя школа, Казанский, Кузбасский и Липецкий филиалы Владимирского юридического института. Образованы Академия права и управления Минюста России на базе Рязанского института права и экономики и Псковский юридический институт Минюста России на базе Псковской специальной средней школы Минюста России, открыт Санкт-Петербургский институт повышения квалификации.
10. Проведена встреча представителей центральных аппаратов УИС стран-участников СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Украина). В результате ее работы полномочными представителями Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Украина подписано Соглашение об основных направлениях сотрудничества в области организации оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы, борьбы с преступностью и розыска преступников, бежавших из мест лишения свободы и скрывающихся на территории стран-участников СНГ.
Департамент судебных приставов образован в 1997 г. Сегодня штатная численность Службы судебных приставов в составе Минюста России составляет около 30 тыс. сотрудников. Ее функции - обеспечение установленного порядка деятельности судов, безопасности участников судебных процессов, а также исполнение судебных решений и актов иных специально уполномоченных органов.
Особое значение придается исполнению постановлений налоговых органов по принудительному взысканию налогов и сборов, перечисляемых непосредственно в бюджет.
Основными задачами Департамента являются:
1) организационно-методическое руководство деятельностью службы судебных приставов Минюста России, осуществляемой по следующим направлениям:
обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
обеспечение исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
2) создание условий для деятельности службы судебных приставов Минюста России;
Показателем постоянно растущей эффективности работы службы судебных приставов Минюста России является тот факт, что суммы, возвращенные взыскателям за 10 месяцев 2001 года, возросли по сравнению с соответствующим периодом 2000 года в 1,3 раза, а по сравнению с соответствующим периодом 1999 года - в 2 раза.
В течение 2000 года в Чеченской Республике были проведены организационные мероприятия по созданию Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике, в т.ч. и службы судебных приставов, в 2001 году Служба была полностью укомплектована, получила необходимые финансовые средства, материально-технические ресурсы и приступила к выполнению своих задач в полном объеме. Показателем эффективности работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Чеченской Республике является тот факт, что за время несения службы судебными приставами не было допущено ни одного случая нанесения физического вреда судьям и участникам судебного процесса.
В течение 2001 года приоритетным направлением деятельности службы судебных приставов Минюста России была работа по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности в этом направлении проведена совместная коллегия Минюста и МНС России, проведено два межведомственных совещания с участием представителей МНС и ГТК России. Результатом активного взаимодействия явилось увеличение взысканий в доходную часть бюджета в 2,75 раза (35,5 млрд. руб. за 10 месяцев 2001 г. - 12,9 млрд. руб. за соответствующий период 2000 г.).