В ноябре 2000 года исполнилось три года со дня создания в составе Минюста России службы судебных приставов.
Процесс ее формирования начался после вступления в силу федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Эти два закона были приняты 21 июля1997 г.
Существовавший во время советской власти институт судебных исполнителей был малоэффективен; реальное исполнение судебных решений не превышало 30%. В результате нарушались права и интересы граждан, юридических лиц и государства, снижался престиж суда. В процесс исполнительного производства стал проникать криминал. Мириться с подобной ситуацией было нельзя.
Принятие федеральных законов и воссоздание службы судебных приставов, уже существовавших ранее в России, можно рассматривать как веление времени. Федеральный закон «О судебных приставах» возложил на службу функции обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В зависимости от исполняемых обязанностей различаются судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов (ОУПДС), и судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов. Сегодня службу судебных приставов Минюста России возглавляет заместитель Министра юстиции Российской Федерации – главный судебный пристав Российской Федерации.
В ее составе – департамент судебных приставов центрального аппарата, службы судебных приставов территориальных органов юстиции, районные, межрайонные подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей.
Формирование службы судебных приставов к трехлетней годовщине со дня ее создания в основном завершено. С точки зрения истории этот срок небольшой, но за эти годы сделано так много, что можно подвести некоторые итоги. В стране насчитывается 2440 подразделений судебных приставов, в которых на 1 октября 2000 г. трудились 23 289 человек.
Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра
Страница 1
Чайка Ю.Я.
В ноябре 2000 года исполнилось три года со дня создания в составе Минюста России службы судебных приставов.
Процесс ее формирования начался после вступления в силу федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Эти два закона были приняты 21 июля1997 г.
Существовавший во время советской власти институт судебных исполнителей был малоэффективен; реальное исполнение судебных решений не превышало 30%. В результате нарушались права и интересы граждан, юридических лиц и государства, снижался престиж суда. В процесс исполнительного производства стал проникать криминал. Мириться с подобной ситуацией было нельзя.
Принятие федеральных законов и воссоздание службы судебных приставов, уже существовавших ранее в России, можно рассматривать как веление времени. Федеральный закон «О судебных приставах» возложил на службу функции обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В зависимости от исполняемых обязанностей различаются судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов (ОУПДС), и судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов. Сегодня службу судебных приставов Минюста России возглавляет заместитель Министра юстиции Российской Федерации – главный судебный пристав Российской Федерации.
В ее составе – департамент судебных приставов центрального аппарата, службы судебных приставов территориальных органов юстиции, районные, межрайонные подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей.
Формирование службы судебных приставов к трехлетней годовщине со дня ее создания в основном завершено. С точки зрения истории этот срок небольшой, но за эти годы сделано так много, что можно подвести некоторые итоги. В стране насчитывается 2440 подразделений судебных приставов, в которых на 1 октября 2000 г. трудились 23 289 человек.
Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра
Страница 2
Судебные приставы страны выполняют колоссальные объемы работы. В 1998 году ими возбуждено 17,2 млн. исполнительных производств, в 1999 году – 18,5 млн., в первом полугодии 2000 года – почти 12 млн. В отдельных регионах среднемесячная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составляет до 700 и более исполнительных производств (для сравнения: установленная Минтрудом России норма – всего 5–6 производств в месяц).
С накоплением опыта, увеличением интенсификации труда, а также за счет перераспределения имеющейся штатной численности судебных приставов в 1999 году удалось достичь более высокого уровня исполнения решений и постановлений. Из 18,5 млн. исполнительных производств окончено 15 млн., причем по 60% исполнение осуществлено в полном объеме (в 1997 году этот показатель составлял 43%). В 1999 году каждый судебный пристав осуществил взыскание в среднем на сумму около 5 млн. руб. (замечу, что годовые затраты на содержание одного из них едва превышают 32 тыс. руб.), в целом же по стране в пользу граждан, юридических лиц и государства взыскано более 68 млрд. руб. Исполнительский сбор составил около 1,5 млрд. руб. (30,4% от суммы, подлежащей взысканию), при этом в федеральный бюджет перечислено свыше 483,5 млн. руб.
Достаточно высока эффективность исполнительного производства и в текущем году. За 9 месяцев 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на существенное увеличение исполнительных документов (4,9%) и сумм, подлежащих взысканию (в 2,9 раза), фактически взыскано свыше75,6 млрд. руб. – на 0,5% меньше. Фактически взысканная сумма исполнительского сбора составила 1,507 млн. руб., при этом на счет федерального казначейства перечислено 452,4 млн. руб. – на 45,1% больше соответствующей суммы перечислений в 1999 г. Процесс создания другого подразделения службы судебных приставов – по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) – начался несколько позднее. В первую очередь они были сформированы в городах областного (республиканского, краевого) подчинения, а также в некоторых городах районного подчинения, имеющих весомое значение для субъектов Российской Федерации. В результате к 1 января 2000 г. отряд судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов составлял всего 7,5 тыс. К концу 2000 г. в стране под охрану взято 1400 зданий судов (всего их почти 3000); выполнено 153 тыс. заявок судей на обеспечение судебных процессов и охрану их участников; в порядке принудительного привода граждан в суды доставлено 52 тыс. граждан.
Страница 2
Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра
Страница 3
Судебные приставы по ОУПДС осуществляют также и силовую поддержку исполнения судебных решений. За 9 месяцев текущего года она оказана при исполнении 220 тыс. исполнительных документов (из 15,2 млн. поступивших). За это же время они пресекли действия более 6 тыс. правонарушителей, в том числе в отношении 4 тыс. граждан, совершивших антиобщественные действия в зданиях судов.
Учитывая необходимость восстановления законности, защиты прав и интересов граждан, в Чеченской Республике была образована служба судебных приставов в составе 122 работников. Кроме того, в сентябре 2000 г. Минюст выделил шести субъектам Российской Федерации Северного Кавказа дополнительную штатную численность для круглосуточной охраны зданий судов общей юрисдикции.
Сегодня уже можно говорить о том, что становление службы судебных приставов Минюста России как мощной правоохранительной структуры состоялось. Несмотря на молодость, служба приобрела известность и социальную значимость: в ее подразделения за помощью обратился в прошлом году каждый 10-й россиянин. Немаловажно и то, что сегодня служба судебных приставов Минюста России – единственный в стране орган, занимающийся принудительным исполнением судебных актов и актов иных специально уполномоченных органов.
Однако почивать на лаврах нет оснований, прежде всего из-за наличия ряда проблем, отрицательно сказывающихся на результативности деятельности службы в целом. Назову лишь некоторые из них.
Прежде всего, это кадры. С учетом численности судейского корпуса, наметившейся тенденции роста принимаемых судами решений судебных приставов явно недостаточно. Минимальная расчетная потребность в них составляет не менее 49 тыс. работников. Пока же Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. «О предельной численности и годовом фонде оплаты труда работников службы судебных приставов органов юстиции Российской Федерации» предусмотрено поэтапное увеличение штатной численности судебных приставов: с 1 октября 2000 г. – до 25 289 единиц, с 31 декабря 2000 г. – до 29 756 единиц, что позволит решить ряд проблем, имеющихся сегодня в деятельности службы в целом. Из-за недостаточной штатной численности судебных приставов даже формирование службы началось в основном с создания в первую очередь подразделений судебных приставов-исполнителей.
Страница 3
Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра
Страница 4
Волнует их сравнительно низкий образовательный уровень (только 13% из них имеют высшее юридическое образование), что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве работы. Еще нередки допускаемые ими правовые ошибки, в свою очередь, создающие предпосылки для обоснованных претензий со стороны прокуратуры, судов и, конечно, граждан.
В Министерстве юстиции постоянно анализируются причины отрицательных явлений, усиливается организационная и методическая работа, идет процесс формирования полноценного корпуса судебных приставов. В текущем году полностью обновлено руководство Департамента судебных приставов Минюста России; в субъектах Российской Федерации от занимаемых должностей освобожден каждый восьмой главный судебный пристав.
Вместе с тем недостаточная штатная численность в условиях наделения судебных приставов все новыми полномочиями в немалой степени осложняла их работу и в 2000 году. С ее увеличением, естественно, рассчитываем и на улучшение показателей их работы.
С 1 января 2000 г. функции службы возросли – она стала принудительно исполнять постановления налоговых органов о взыскании задолженностей по налогам и сборам. В результате суммы, подлежащие взысканию по исполнительным документам, только за полугодие в полтора раза превысили соответствующие суммы за весь прошлый год. Тем не менее проблем в сфере принудительного исполнения постановлений (решений) о взыскании в бюджеты разных уровней задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам и штрафам контролирующих, специально уполномоченных органов, накопилось немало.
В связи с трудностями исполнения, возникшими у судебных приставов в первые три-четыре месяца, взыскания задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам (а надо сказать, что в немалой степени они были обусловлены объективными причинами), даже предпринимались незаконные попытки обосновать необходимость возвращения налоговой полиции функции принудительного исполнения постановлений налоговых органов. Думается, дело это бесперспективное, поскольку согласно ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика с 1 января 2000 г. – исключительная прерогатива службы судебных приставов. Кроме того, возврат этой функции органам налоговой полиции обусловил бы разрушение в стране единой системы принудительного исполнения судебных актов и актов иных, специально уполномоченных органов, и как следствие – нарушение единой технологии исполнительного производства, четко прописанной в законе.