От Моцарт Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.10.2012 20:47:05 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Реконы XVIII века

Групп исторической реконструкции, занимающихся Семилетней войной, или если брать шире, 1730-1780 годами, нет. И это хорошо, не придётся соотечественникам говорить неприятные слова.
В Европе, а уж тем более в Америке, с их стрелковой вольностью, с любителями этой эпохи дела обстоят гораздо лучше, но только в численном аспекте.
Качество продукта ужасающее. Вы спросите, какого еще «продукта»? Фотографии, вот единственное, что нам, не реконам, интересно видеть. Качественные фотографии, а не качественный ручной шов, выполненный аутентичной конопляной ниткой и кованной иголкой.
Точное следование таблицам обмундирования на средне-поздний этап начального периода войны тоже никому, кроме вас, не интересно.
Всё, что хочет от вас потребитель, это созерцать качественную фотографию, вызывающую стойкую иллюзию попадания в соответствующую эпоху.
Что для этого нужно – модель, грамотный фотограф и немножечко этого вашего реквизита. Entourage желателен, но если вокруг только постиндустриальный ландшафт, то можно обойтись и без него.

Штатский человек XXI века, изображающий военного человека века XVIII совершенно определенно должен быть немножечко не от мира сего, иметь толику актерского мастерства, уметь работать лицом. Лицом, а не выстроенным за большие деньги костюмом, с предельно точными пуговицами.
Смоктуновский и Высоцкий реконструировали датского принца XV века не в пенном море кружевных жабо и не в килограммах украшений, хотя к их услугам были профессионалы лучших студийных костюмерных цехов.
Они играли в неброских вневременных костюмах, а Высоцкий и вовсе в черном трико, чтобы тело слилось с темным задником, оставив лишь высвеченное софитом Лицо.
Если есть Лицо, Личина, Личность, то заиграет и заезженная старая пьеса с известным финалом и затёртыми до дыр монологами.

Как выглядит процесс исторической реконструкции сейчас: человек отсидел восемь часов в офисе, потолкался в метро, купил еды, приехал на фест, снял джинсы - одел камзол и жюстокор, сфоткался, снял камзол, одел джинсы, поехал домой к жене.
Друг Коля выложил все отснятые 569 фоток. Результат – шлак и дрек.
Почему? Нет лица. Ну есть, кончено, но оно …нет, не плохое, оно обычное, обыденное, такие лица мы видим ежедневно среди офисной публики, в супермаркете, в транспорте.
И когда к современному архетипическому лицу прикрепляется очень несовременный костюм и кремневый мушкет, то мозг сразу выдает команду – обман. Ряженый. «Фото с обезьянкой».

Это проблема не только бескорыстных реконструкторов и ролевиков, но и профессионалов киноиндустрии, где нет проблем набрать сотни человек массовки, вырядить их в исторически безупречные мундиры и даже запалить на заднем плане армейскую дымовую шашку*
И всё равно, несочетаемость лиц и разыгрываемой ситуации в низкобюджетных фильмах царапает глаза и вызывает отторжение еще до первой реплики.
Высокобюджетные проекты предполагают более тщательный кастинг; так, для фильма «Хозяин морей» американцам пришлось набирать массовку…в Польше. Чтобы обмануть рецепторы зрителя, чутко реагирующие на фальшь опухлых лиц американских полукровок, изображающих усталых английских военных моряков XVIII века в многомесячном походе.
(«чтобы как можно дальше уйти от людей, выросших на западной диете, с фальшивой улыбкой наготове или выражением всемирного цинизма на лице» — дословная цитата великого Питера Уира)


* дешевый способ создать (а точнее скрыть) антураж, о котором реконы даже не догадываются, отчего у них на половине кадров линии электропередач, многоэтажки и дорожные знаки.



Второй важный момент, второе слагаемое успеха это грамотный фотограф. Не великий, не креативный, не ищущий новых форм, профессионал.
Самообслуживание, которым занимаются реконструкторы или их друзья на бровке поля боя, выставляя вперёд мыльницу на дрожащих ручках, должно быть решительно отвергнуто.
Всё снятое ими годится только для Одноклассников.
Профессионал нужен хотя бы потому, что оперирует аппаратом с диафрагмой 2.8, единственно способной эффективно размыть фон, если уж созданием антуража нет времени заниматься.
Профессионал не будет пользоваться вспышкой.
Профессионал построит кадр, ибо триста человек в разномастной форме никак не могут изобразить Бородинскую битву, никак, увы, если снимать их от плеча широкоугольником, захватывая и зрителей и железнодорожную станцию «Бородино» с можайской электричкой.
Кадр надо строить, чтобы создавалось впечатление (подчеркиваю - впечатление, обман, иллюзия) многочисленных соратников на втором плане и еще более многочисленной агрессивной толпы на третьем (на четвёртом плане пустить дым и зажечь фаеры).
Профессионал с камерой –главный человек на поле ваших встреч, господа реконструкторы. Слушайте и подчиняйтесь ему, как гости и молодожены на свадьбе.
Профессионал сделает и пост-обработку, чтобы донести дух эпохи, убрать излишний глянец, или хотя бы смягчить насыщенность цветов ваших мундиров в красном и синем каналах, которая всегда задрана, потому что ткань окрашена на китайской фабрике яркими и стойкими к выцветанию химическими, а не скромными, природно-растительными красителями.

Собственно к предмету реконструкторства, мундиру и оружию, средний зритель обычно претензий по несоответствию не предъявляет, ибо не обладает специальными знаниями и накопленной базой для референций, в виде сотен просмотренных картин, рисунков, гравюр и музейных экспонатов соответствующей эпохи.

Прежде всего внимание на две вещи, с печальными для реконструктора выводами.

1.Синдром «Юношеского Свадебного Костюма».

Это когда привыкший к джинсам и футболке, и ничего кроме джинсов и футболки не носивший, человек облачается мамой на торжественное мероприятие в специально купленный костюм, лаковые штиблеты да ещё и халстух.
Визуальный результат удручающ, да вы все видели в социальных сетях тысячи фотографий неестественно скованных парубков с потной чёлкой и в блестящих «взрослых» костюмах.
Причем, что важно, сам по себе костюм может быть достаточно дорог, подогнан портным по фигуре (кисти не торчат, штанина идеально точно спадает на середину каблука), и даже рубашка с галстуком подобрана стилистом. И всё равно вы понимаете, что пацан не в своей тарелке.
Это же мы наблюдаем у реконструкторов, вложившихся финансово и душевно в костюм, но не вложившимся в себя, в свой повседневный образ жизни. Никогда, даже на краткой фотосессии, человек не будет органичен в шейном платке петровского офицера, если в жизни он не носит с удовольствием хотя бы галстук (не говорю уж о шейном платке аскот), и ожесточенно срывает «удавку» после окончания рабочего дня.

2. Синдром «Только Что Из Магазина».

Военный человек XVIII века не снимал форменную одежду месяцами, раз в несколько лет лишь справляя новый предмет гардероба, да и тот по старым лекалам. Переодевающийся «после работы» в штатское офицер показался бы очень странным человеком, не говоря уж о том, что основная масса офицерства не имела никакого иного верхнего платья, кроме уставного.
Реконструктор - носит мундир два часа в месяц. Не каждый месяц. Зимой в летнем никто не ходит.
Результат предсказуем, костюмчик не срастается с владельцем в одно убедительное целое. Вы его уважаете и боитесь. Уважаете, потому что он дорого стоит, если мы говорим о давних временах, а не об обносках, телогрейках и дешевом камуфле мировых боен ХХ века.
Боится рекон его запачкать, потереть, обмять, оприходовать, одним словом. Видно, что костюм не был под дождем, что в нём не спали у костра, не жрали на ходу и в седле, не рыли землю, не потели до белых соляных разводов, не окуривали клубами пороха, не случайно называемого «дымным» или «чёрным».
Реконструктора можно понять – где вживаться в образ и мундир, не маршировать же в нём в булочную. Ладно если это стрелецкий кафтан (примут за дурака и всё), а если выбран образ штурмбанфюрера дивизии «Тотенкопф»?
В Калининграде был прецедент, человек решил не переодеваться после реконструкции штурма форта «Штайн», а поехал домой как был, в легкое шапито, конечно, но в сознании.
Не буянил, не хулиганил, просто ходил, солнечно приветствовал прохожих, продавцов, водителей. Приняли на площади Победы. Два дня решали, какую статью вменить, потом отпустили.