От И. Кошкин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.12.2012 22:06:35 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Флот; Версия для печати

"Все переломные сражения парусного флота" Э. Созаев и С. Махов

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Сначала, конечно, благодарность авторам. Книга издана добротно, с картинками, как мы любим, в книге много тыщ-пыщ, бакштагов, зюйд-вестов и бушпритов. Словом, все, как мы любим. Езыг книги нормальный, легко усвояемый, книга идет легко. Собственно, прочитал в метро и "Спутнике" за четверо суток, отложив даже перечитывание своего любимого комиссара Каина, а это говорит о многом.

Теперь о ряде недостатков. Словарь военно-морской фигни надо было вставлять именно сюда, а не в напечатанные на газетной бумаге книги про аугсбургкскую лигу, про захваты Англии и прочих людовиков 15. По большому счету издание - роскошно-подарочное, тут такой словарик был как нельзя более к месту. Также полезно было бы на развороте сделать описание рангоута и такелажа линейного корабля, чтобы читатель понимал, что там за лиселя и почему их надо опустить, чтобы не выеживаться вперед батьки.

Полезно было бы также объяснять в каждом случае, почему то или иное сражение названо переломным. С Трафальгаром и Армадой это понятно, но в других местах не столь очевидно.

Таблицы с составом эскадр лучше было вставить в текст соответствующих глав, также полезно было бы указывать, что с кораблями в сражении произошло: соснул, не нагибаясь сгорел, убежал, сдался и т. д. Так у меня сложилось впечатление, что при Калиакрии турки не потеряли ни одного корабля - остается непонятным, почему они после этой битвы посчитали, что им больше ничего не светит.

Ну и несколько вопросов:

1. По прочтении у меня сложилось впечатление, что Нельсон, по большому счету, ничего принципиально нового в практику морских сражений не внес. Он, бесспорно, был храбрым флотоводцем, но тот же Трафальгар оставляет ощущение кучи малы, где каждый искал, с кем бы ему сцепиться.

2. Почему англичане перестали производить зажигательные снаряды, если те были настолько оглушающе эффективны? Как бы дороги они ни были, но пять десять таких бомб на корабле обеспечивают победу в артиллерийском бою и сжигают вражеского военного имущества на сумму, на много порядков превышающую стоимость снаряда?

3. Почему страны, которые отдавали себе отчет, что в абордажном бою у них гораздо больше шансов на успех, чем в артиллерийском, не озаботились созданием штурмовых мостиков, по которым можно было бы набигать на противника? Даже если корабли имеют одинаковую высоту, с учетом того, что борта завалены внутрь, без мостков перейти на противника было затруднительно.

И. Кошкин