Школьное освещение - оно очень школьное. Туда-сюда. Но вот читаю я про падение Римской Империи. И прелюбопытные ассоциации вырисовываются. Подробно описывается деградация властной вертикали, как с течением времени императорам-августусам приходилось заниматься все более мелкими военными операциями с численностью войск под рукой от силы несколько тыщ чел, тогда как в более ранее время это был уровень максимум губернатора провинции, а то и меньше. А все-де потому, что иначе "дела не двигались" и добиться исполнения прямого приказа должным образом (не через оппу) стало невозможным. А еще любопытные параллели с кровавыми табуреткиными, когда по номинальному списку частей и подразделений совершенно невозможно понять общую боевую численность войск, потому что практика мертвых душ в полный рост, а в некоторых случаях войсковые части вообще на бумаге (Нотиция Дигнитатум). А в реале нету. Любопытно описание, как в военном отношении Рим боролся с внешним врагом в таких условиях (широчайшая практика обмана и засад). Враг внутренний (всевозможные узурпаторы и сепаратисты :)) - тема отдельная. Вот тако вот почитать, взять и подумать :)