Спасибо авторам и конкретно Михаилу Барабанову за большую работу. Хотелось бы внести свои «пять копеек» в тему. Речь идёт об этом тезисе:
Сформированные на месте авиационных полков авиационные базы объединили собственно авиаполки и вспомогательные части, обеспечивающие их функционирование, которые прежде были самостоятельными. В состав авиабаз включили ранее отдельные батальоны аэродромного обеспечения, а также батальоны связи и радиотехнического обеспечения.
Такое переподчинение позволило обеспечить принцип единоначалия в рамках авиабазы. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. За счет ликвидации статуса отдельных частей в них были значительно сокращены управленческие структуры и командный персонал. Ранее самостоятельные командиры получили статус заместителей командира авиабазы. Это изменение было произведено в общем духе реформы Вооруженных Сил РФ, одной из заявленных задач которой стало сокращение в них доли офицеров.
Считаю этот вывод ошибочным. Объединение авиаполков и частей обеспечения в одну часть с подчинением её командиру авиационного полка это ИМХО серьёзный шаг назад. И вот почему:
В наших ВВС много лет традиционной являлась проблема «перегруженности» авиационных командиров и лётчиков несвойственными им функциями. В обычном АП командир полка отвечал не только за лётный состав и организацию воздушного боя, но и за кучу административных и иных вопросов. На нём же висела ИАС, исправность техники, дисциплина Л/С от лётчика до последнего солдата механика, быт гарнизона и проч. Соответственно, вниз на комэсках и комзевеньев пропорционально вниз. При этом было понятно, что лётчики не сильно разбирались в авиационном обеспечении, ремонте АТ и дисциплине в казарме, хотя с них за это и спрашивали. Помню, в советское время шла дискуссия на тему того, зачем лётчиков в училищах заставляют изучать матчасть на уровне инженеров, ведь в частях к обслуживанию самолётов они отношения всё равно не имеют. Не зря же в авиации даже не было своих лётно-политических училищ и замполитами назначали обычных лётчиков, имеющих склонность к работе с Л\С или просто не имеющих больших перспектив.
При этом, опыт локальных войн требовал максимального сосредоточения лётчиков на лётной работе и полки для таких войн обычно готовились по особым программам, при этом лётчиков полностью разгружали от всего лишнего.
В нынешней же структуре на командира крыла возложена ответственность за материальную часть этих подразделений. Именно ему приходится разбираться со всеми заявками на ремонты станций, битум, авиационные компоненты и проч.
В 1987-89 годах была отработана так называема «курская» организация, при которой все наземные службы были сведены в «базу» - ОБСРТО, ОБАТО и ТЭЧ с двумя техническими эскадрильями, а полк – самолёты + лётчики становился отдельной организацией. Идея заключалась в том, чтобы максимально разгрузить лётный состав от не свойственных ему функций и повысить маневренность частей. Т.е. переброску групп самолётов осуществлять без переброски инженерно-технического состава и обеспечения, а базы сделать ответственными за все прибывающие к ним самолёты.
Эксперимент прошёл в целом удачно, но возникли «багги». Главный – то, что командование было недовольно тем, что полки «ужались» численно и что лётчики становились узкозаточенными специалистами, которые, к тому же, не имели отношения к личному составу – «солдат не видели», но налёт при этом вырос на 25% и командиры лётных подразделений смогли намного больше заниматься подготовкой лётчиков, уже не имея головной боли с ИАС, солдатами, казармами, дежурствами и проч. В 1991 – 1992 года планировалось, после учёта всех замечаний, начать переход на эту организацию авиации ПВО, а за тем и ВВС, но с развалом СССР всё это было похерено.
Поэтому, созданная сегодня организация это большой шаг назад. Фактически это создание страшно перегруженных мега структур – наподобие «мехкорпусов» 1940 г. понятие «единоначалия» здесь полностью искажено. На командира полка (крыла) сегодня свалена фактически вся административная ответственность и вся ИАС и обеспечение т.к. он отвечает за всё. При том, что главная задача его – обучение лётчиков и организация воздушного боя.
ИМХО – необходимо дальше разделять собственно авиационную компоненту – лётный состав и обеспечение, оставив только командиру АП (крыла) старшее командование, как это и было в старой системе, где ОБСРТО и ОБАТО были отдельными частями, но подчинялись командиру АП, действуя в его интересах и по его планам. Но при этом он не занимался поставками запчатей для РЛС или подготовкой полосы к полётам, принимая лишь доклады о их готовности от командиров частей обеспечения.
Ich muss noch dazu beizufugen, das die russische Kontuszowka...