От knight777 Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 05.03.2002 17:17:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

Дан приказ глядеть на Запад (+)

Всем, здравствуйте!


Россия теряет контроль над военными органами СНГ

Вчера в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Совета министров обороны (СМО) государств — участников СНГ. Открывая его, глава российского военного ведомства Сергей Иванов напомнил, что Совет отмечает десятилетие со дня своего создания 14 февраля 1992 года. К главному достижению СМО он отнес создание эффективных механизмов «в принятии конкретных решений по линии военного сотрудничества». В настоящее время на постоянной основе в Совете работают министры обороны Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана, а в качестве наблюдателей — Молдавии, Туркмении и Украины. Журналистов допустили только на протокольное выступление Сергея Иванова. Поэтому о происходящем в зале можно судить только по заявлениям участников заседания.
К сожалению, кулуарные комментарии не разделяют оптимизма официальных речей по поводу десятилетия СМО. Это и неудивительно. Военные Содружества до сих пор не избавились от проблем, возникших еще при распаде СССР. Ровно десять лет назад развернулись полномасштабные боевые действия между Арменией и Азербайджаном. И фактически эти страны до сих пор пребывают в состоянии войны.
После очередного дележа советской военной техники в рамках СНГ с новой силой разгорались конфликты в Карабахе, Абхазии и Приднестровье. Теперь же Москва и вовсе вытесняется с просторов СНГ. Украина чаще принимает участие в учениях, проводимых НАТО, нежели в мероприятиях по линии Содружества.
Грузия открыто добивается вывода российских военных баз со своей территории в течение трех лет и отказывается от помощи Москвы в проведении антитеррористической операции в Панкиси. А в Центральной Азии, которая считается зоной российских геополитических интересов, Соединенные Штаты начали строительство собственных военных баз.
По мнению одного из генералов Штаба по координации военного сотрудничества СНГ, с которым удалось переговорить в перерыве юбилейного заседания СМО, Совет министров обороны «сейчас может похвастать только одним реальным достижением — созданием совместной системы ПВО». Даже в борьбе с исламским экстремизмом, продолжал высокопоставленный военный, центральноазиатские государства Содружества, ранее ориентировавшиеся исключительно на Россию, «переменили вектор своей политики». «Они считают, что отныне региональная безопасность достигается боевой и финансовой мощью США и их союзников», — заключил генерал.
Сергей Иванов на итоговом брифинге также коснулся вопроса присутствия войск НАТО в странах Центральной Азии, но отделался уже ставшим трафаретом ответом: «Пребывание иностранных военных на территории центральноазиатских государств является делом каждой из этих стран». Российский министр также заметил, что в настоящее время он руководствуется официальными заявлениями Пентагона о том, что американские солдаты будут находиться на территории центральноазиатских государств на время операции против «Талибана» и бен Ладена.
На заседании СМО так и не удалось найти взаимоприемлемых решений по вопросам организации антитеррористических мероприятий в странах Содружества. Разногласия по этим вопросам военные стран СНГ преодолеть не смогли. Единогласно голосовался только документ с рекомендацией главам государств Содружества назначить генерал-полковника Владимира Михайлова на должность командующего Объединенной системой ПВО. Этот генерал руководит российскими Военно-воздушными силами.

(Новые Известия, 28.02.02 г.)

Реанимация СНГ на военный лад

Министры обороны пытаются найти новые направления военного сотрудничества
В Санкт-Петербурге на главный военный форум СНГ — заседание Совета министров обороны (СМО) — собрались вчера главы военных ведомств государств Содружества.
С протокольной стороны все ясно: отмечается юбилей Совета, созданного 14 февраля 1992 г. на обломках единых ВС СССР. Насущные проблемы куда сложнее. И без того относительно низкая эффективность военного сотрудничества в рамках СНГ подверглась новым испытаниям, после того как в ряде центральноазиатских государств обосновались США и их западные союзники.
До афганской операции страны Содружества полагались в обеспечении безопасности на союзы, образованные внутри СНГ. За 10 лет было создано два объединения — Договор о коллективной безопасности (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Члены двух блоков на каких-то направлениях сотрудничали, на каких-то — соперничали, но в целом расклад сил был ясен, а политические шаги предсказуемы. Ныне «уравнение безопасности» решается только с учетом американского фактора, а значит, сущность и формы военной интеграции (или дезинтеграции) должны быть пересмотрены. Очевидно, что в столицах стран Содружества и тем более в военных ведомствах к этому не готовы.
Появились разногласия даже между членами Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал «нарушением и девальвацией договора» появление иностранных войск на территории стран ДКБ «без согласования с другими участниками». Ему возразили представители Киргизии: «Мы должны приветствовать, что нашлась такая страна, как Соединенные Штаты, которая взяла на себя большую ответственность покончить с международным терроризмом».
Неудивительно, что бывший руководитель Главного управления международного военного сотрудничества Леонид Ивашов предрек, что «ДКБ может прекратить свое существование и перейти на основу двусторонних военных союзов».
В свете этого вполне объяснимо, что в своем вступительном слове на вчерашнем заседании председатель СМО — глава российского военного ведомства Сергей Иванов — сделал акцент на военно-техническом сотрудничестве (ВТС). К этому направлению относится 40% подготовленных Советом решений и принятых главами государств СНГ решений. По-видимому, проблематика ВТС будет основной и в ближайшей перспективе. Во многом это связано с надеждами на то, что в отношении центральноазиатских государств СНГ будет применяться модель, опробованная в Афганистане: нуждающимся в укреплении обороны будет поставляться российское оружие за американские деньги.
Впрочем, и в сфере ВТС не все обстоит гладко. До сих пор не наполнена конкретным содержанием Концепция ВТС со странами ДКБ, принятая в середине 2001 г. Намечено, но до сих пор не удается предоставить лицензию на самостоятельную оружейную торговлю ряду предприятий, обеспечивающих срочные потребности государств Содружества в военной технике. В мирной обстановке это терпимо, в кризисное время — нет. Недаром поставки оружия для Северного альянса пришлось вести вне стандартных процедур ВТС, для которых характерны бюрократические проволочки и завышенные цены. Ожидать каких-либо решений в сфере ВТС от Совета министров обороны не приходится — эти проблемы Москва как основной поставщик вооружений решает самостоятельно. Среди других обсужденных в Питере проблем —развитие Объединенной системы ПВО, которая переживает не лучшие времена. Так, в 2002 г. не будут проведены традиционные учения ПВО с боевыми стрельбами «Боевое содружество». Среди важных политических проблем — расширение участия государств в Коллективных миротворческих силах, развернутых в зоне грузино-абхазского конфликта. Однако полного согласия, по-видимому, удастся достигнуть лишь по вопросу проведения третьей спартакиады вооруженных сил СНГ.

(Независимая газета, 28.02.02 г.)

Небо Содружества
Постсоветские государства меняют военное сотрудничество с Россией на партнерство со странами НАТО
Состоявшееся на днях заседание Координационного комитета (КК) по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств — участников СНГ показало, что из всех коллективных структур Содружества именно этот орган является наиболее действенным. Начиная с 1995 г., то есть со времени, когда 10 стран СНГ (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина) подписали соглашение о создании Объединенной системы (ОС) ПВО, почти ежегодно проводились учения и командно-штабные тренировки сил и средств противовоздушной обороны стран СНГ.
Между тем анализ ситуации показывает, что не все страны, входящие в ОС ПВО СНГ, заинтересованы в совместной обороне воздушных рубежей Содружества.
В минувшем году практически не принимали никакого участие в деятельности ОС ПВО Содружества подразделения Грузии и Туркмении, а Узбекистан и Украина действовали на командно-штабных тренировках на двусторонней основе. Эти четыре страны не участвовали в боевых стрельбах в рамках учения «Боевое содружество–2001».
Таким образом, из стран СНГ в деятельности ОС ПВО Содружества активное участие принимают Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия (все входят в ДКБ). Не подписали соглашения о совместной защите воздушного пространства и не участвуют в ней Молдавия и Азербайджан. К ним примыкают Грузия и Туркмения, имеющие формальные связи с ОС ПВО СНГ.
Для всех этих стран проблемы противовоздушной обороны как нельзя более актуальны.
Комментируя данную ситуацию, секретарь КК по вопросам ПВО полковник Александр Пиляев сообщил «НГ», что Туркмения соблюдает нейтралитет и очень «вяло» участвует во всех коллективных военных органах СНГ. Однако она поддерживает военно-технические контакты на двусторонней основе. По его словам, у российской стороны есть надежда, что Ашхабад и Москва в скором будущем подпишут Соглашение о совместной противовоздушной обороне.
Аналогичный документ намерены подписать Киев и Москва. Они уже заявили о необходимости совместного технического обслуживания комплексов С–200 и С–300, и сейчас готовится соответствующий документ. Во время январского визита Гейдара Алиева в Москву Азербайджан и Россия заявили о совместной противовоздушной защите Габалинской РЛС. О своем намерении участвовать в ОС ПВО СНГ высказалась и Молдавия.
Совсем другая ситуация с Грузией. Тратя на оборону всего около 1% от ВВП, Тбилиси осуществляет военное строительство за счет спонсорской поддержки стран НАТО и США. Побывав в середине декабря прошлого года в Тбилиси, министр обороны США Дональд Рамсфелд пообещал Грузии «углубленную» военно-техническую помощь, в том числе в вопросах организации ПВО. Первым шагом в этом направлении послужил контракт на безвозмездную передачу Пентагоном грузинским ВВС 10 военно-транспортных вертолетов «Ирокез». Кроме этого Турция подготовила под стандарты НАТО в Грузии военный аэродром в Марнеули. С вводом этого объекта открывается прямая возможность для размещения военных баз НАТО в Закавказье, а значит, в ОС ПВО СНГ Тбилиси уже не будет нуждаться.
Российские специалисты сейчас недоумевают, почему Узбекистан «затормозил» развитие военно-технического сотрудничества с Москвой. Нет ясности по вопросам совместного производства военно-транспортного самолета Ил–76 МФ; неясно, почему, подписав контракты на ремонт
ЗРК С–200 и С–125, Ташкент так и не отправил до сих пор их в Россию. Такие факты наблюдатели связывают с предстоящим в марте визитом Ислама Каримова в Вашингтон. Источники в Ташкенте не исключают, что США и Узбекистан подпишут крупномасштабный договор о военно-техническом и военно-политическом партнерстве. Узбекистану на выгодных условиях могут быть предложены контракты по перевооружению армии под стандарты НАТО, в том числе по поставкам американских ЗРК «Пэтриот». Возможно, в Ташкенте будет налажена сборка американских военных самолетов.
В обмен на это и другие инвестиционные проекты Ташкент должен согласиться на формирование на долгосрочной основе базы ВВС США в Ханабаде.
Понравится ли такое обстоятельство России; сказать трудно.

(Независимая газета, 28.02.02 г.)


С уважением, knight777