От Железный дорожник Ответить на сообщение
К Валера Ответить по почте
Дата 03.06.2013 00:58:41 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; WWI; Версия для печати

Юрий А. уже ответил :)

Но добавлю.
Я не большой знаток истории Европейских ж.д. по этому лучше Юры не скажу.
У нас же ситуация была такая.
Царскосельская дорога строилась фон Герстнером с колеёй 1829мм (6 футов, он сам выбирал) (открыта в 1838г).
Далее приведу нужные цитаты из Вики о строительстве Петербурго-Московской жд, а то там слишком много буков:

"Для ознакомления с опытом создания и эксплуатации железных дорог в других странах профессора Института Корпуса инженеров путей сообщения П. П. Мельников и С. В. Кербедз в 1837—1838 годах посетили Францию, Англию, Бельгию, Германию и Австрию. В июне 1839 года П. П. Мельников и Н. О. Крафт были откомандированы с той же целью в США.
В марте 1841 года Николай I приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Председателем комиссии был назначен А. Х. Бенкендорф, в числе других в неё вошли Мельников и Крафт. В сентябре 1841 года комиссия представила доклад-проект с финансово-экономическими расчётами постройки и эксплуатации железной дороги.
1 (13) февраля 1842 года императором был подписан указ о сооружении железной дороги Петербург—Москва.
Строительство железной дороги началось в 1843 году[28]. Линия строилась двухпутной, под колею шириной 1524 мм (5 футов), ставшую впоследствии стандартной на русских железных дорогах. Существовавшая в то время Царскосельская дорога имела ширину колеи 1829 мм (6 футов), а строившаяся Варшаво-Венская — 1435 мм."

Вообще выбор ширины колеи в 5 футов приписывают П.П.Мельникову, но как-то подтвердить это я не могу. Но в начале широкого строительства у нас железных дорог П.П.Мельников был наше всё. Кроме ширины колеи он же устанавливал и габарит, который так-же был шире европейского. Впоследствии все строящиеся дороги в России должны были иметь одинаковую колею, согласование проектов всегда проходило через МПС, где рассматривались и утверждались все технические данные новых строящихся линий.
Разнобой внесла открытая в 1871 году Ливенская линия с колеёй 1067мм, в то время наши специалисты никак не могли определиться с проектированием т.н. подъездных путей, которые по европейскому опыту могли быть узкой колеи, и поэтому могли быть дешевле в строительстве, но с выбором разумных упрощённых норм и технических условий было очень непросто в нашем отечестве, поэтому линии узкой колеи прокладывали вяло, и их у нас было поэтому относительно немного. Бум строительства классических линий узкой колеи в 750мм у нас начался только с 1895 года, а линии, построенные ранее в европейской части с колеёй 1067мм и 1000мм в итоге все были перешиты на широкую.
С уважением.