От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.07.2013 21:34:01 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Классификации парусных судов

Приветствую!

Давайте-ка остановимся на том, какие виды парусных судов существуют по классам, и как их вообще классифицируют.
Сразу скажу - я затрагиваю ТОЛЬКО век паруса (1650-1815 годы), и только океанские корабли,корабли прибрежных флотов я не трогаю в принципе, у них совершенно другая классификация.

Итак, классификация первая - по парусному вооружению.

Корабль (фрегат) - это судно, несущее три мачты, на всех - прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
Барк - три мачты, первые две - прямые паруса, третья - косые.
Бриг - две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
Шхуна (сюда же я отношу баркетины, бригантины и т.д., поскольку они переходные состояния между шхуной и барком, и шхуной и бригом, но часть учебников их выделяет в отдельные классификации) - это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) - суда, у которых есть одна основная грот) мачта и бизань мачта, которая существенно меньше по высоте грот-мачты, и служит главным образом для маневренности.
Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) - как следует из названия - суда с одной мачтой.

Все, более никаких других судов в этой классификации НЕТ.
Да, кстати,если брать четырех- или пятимачтовые суда 19-20 веков - они все приравниваются по классификации к трехмачтовым, там считается только количество грот-мачт, которые всегда несут одинаковое парусное вооружение.

Классификация вторая - по форме корпуса или носа. Суда же относятся и местные названия,которые чаще всего проистекают от формы корпуса или особенностей корабля или судна.
Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами. Сюда же я отношу и местные названия, поскольку они так же отражали особенности корпуса или вида корабля.
Например,
Флейт - это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
Куттер (катер) - малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut - резать)
Клипер - корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.

Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. - это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.

Из вышесказанного следует, что тот же самый тьялк, имея прямой нос вполне мог быть куттером, а если имел еще и парусное вооружение типа "тендер" - то вообще получался "тьялк-куттер вооруженный парусами типа тендер".

Классификация третья - по назначению или использованию.

Линейный корабль - это корабль предназначенный прежде всего для боя в линии.
Фрегат - трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой. Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек
Шлюп - в британском Королевском Флоте XVIII - середины XIX в --- корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому
не требующий командира в звании «кэптен». Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп, бриг-шлюп, вооруженный бриг, и т. д. Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы, бретонские люггеры, средиземноморские шебеки, и даже арабские доу. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооруженные трехмачтовым кораблем или бригом.
Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском - корветами.
Кстати, на Балтике во время Северной войны роль шлюпов исполняли шнявы - мелкоразмерные суда с быстрым ходом.
Авизо - малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.
Пакетбот - корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.
Брандер - корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.

Так что если вы говорите о каких-то видах парусных судов - сначала определите, в границах КАКОЙ классификации вы о них говорите.
Потому как и линейный корабль, и фрегат, и трехмачтовый гладкопалубный шлюп из третьей классификации в случае первой классификации именуются кораблями, или шхуна в первой классификации вполне может быть шлюпом в третьей и т.д. Или та же самая шебека - это обычная средиземноморская шхуна. При этом по назначению могла использоваться как шлюп, или как фрегат. К примеру известная испанская шебека-фрегат "Эль-Гамо", с которой Кохрейн бодался. Это был один корабль, хотя он был и шебекой (самоназвание),и шхуной (парусное вооружение), и фрегатом (назначение).

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота