От Железный дорожник Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.07.2013 23:57:56 Найти в дереве
Рубрики Прочее; 11-19 век; Версия для печати

Как появилась у нас ширина железнодорожной колеи в 5 футов (1524мм).

Приветствую!
Ответ на этот вопрос нашёлся в сборнике журналов Железнодорожное Дело за 1902 год. В этот год праздновали 50-летие линии Петербург-Москва, и была серия статей, посвящённых этому событию.
Итак автор этой идеи американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, приглашённый в Россию для проектирования линии Петербург-Москва.
В 1842 году была учреждена "Временная Комиссия Комитета С-Петербурго-Московской жд о выгоднейшей для нея ширине колеи". В её состав вошли генерал-лейтенанты Дестрем, Готман, Девятнин, генерал-майор Чевкин (председатель), инженер-полковники Кроль и Крафт. Уистлер имел только совещательный голос. Собственно Комиссия настаивала на ширине колеи в 6 футов (как на уже имевшейся Царскосельской дороге), мотивируя это тем, что в будущем это даст возможность применять более мощные машины и перевозить больше грузов с большей скоростью, ну и другие причины, которые были суть не важными техническими заблуждениями того времени. (Ну не было у них послезнания).
Кроме того учитывали английский (прежде всего) и другой европейский и американский опыт. И вот тут стало всё интересно. Оказалось, что в 1836 году в Англии был отменён (!) закон об обязательной ширине колеи в 4 фута и 8,5 дюймов. В результате в Шотландии появились 2 линии с шириной колеи в 5ф 6д, в Ирландии хотели вообще узаконить линии в 6ф 2д (уже была построена 1 линия), была построена линия Great Western (Лондон-Эксетер) с шириной колеи в 7 футов. В Европе в Дармштадте и Бадене собирались строить линии с шириной колеи в 5ф 3д. Т.е. это было общее веяние - сделать колею шире.
Так что Уистлер убеждал Комиссию делать линию Уже на 1 фут! Но кроме того предложил расширить расстояние между двумя путями (СПб-Москва проектировалась сразу двухпутной) до 6 футов (чем заложил основу широкого русского габарита). Основными его доводами были, что уменьшится объём земляных работ, что было существенно для такой протяжённой линии, что применяемый тип рельсов мог выдержать такую максимальную нагрузку, при которой при разных ширине колеи машины могли бы иметь всё-равно одинаковые размеры (современное понятие - нагрузка на ось). Далее, что прочность вагонов для более широкой колеи потребует больших затрат, хотя нагрузка на ось не изменится. И ещё был аргумент, что более совершенные машины (имеется в виду локомотив) должны лишь уменьшаться в размерах, при той же мощности, а следовательно широкая колея в будущем не нужна.
В итоге ширина колеи в 5 футов (1524мм) была Высочайше утверждена 14 февраля 1843г по журналу Комитета СПб-московской жд от 10 февраля 1843г.
Так что принятие за основную колею 6 футов действительно бы вызвало серьёзные перерасходы при строительстве дорог, и ещё неизвестно, выдержала бы это всё казна и уж точно общее протяжение железных дорог было бы меньше, что в итоге могло сказаться на общей нашей истории.
Хочу добавить такой факт, что при современном конструировании паровозов конструкторы столкнулись с ограничением мощности паровозов диаметром цилиндров: с одной стороны габаритом подвижного состава, а с другой стороны шириной колеи, от которой почти напрямую зависело расположение центров поршней.
С уважением.