|
От
|
b-graf
|
|
К
|
tevolga
|
|
Дата
|
14.03.2002 18:27:17
|
|
Рубрики
|
WWII; Спецслужбы;
|
|
вот что там у Орлова
Здравствуйте !
Вот что там у Орлова есть (с. 129 – 133) о ротах пропаганды в дополнение к сказанному (в моем пересказе).
«Роты пропаганды» укомплектовывались лицами, которые одинаково хорошо владели журналистскими навыками (литературными, радио-, фото или кинорепортерскими), так и боевым оружием. Это было особенно важно в освещении действий авиаторов, танкистов, моряков – т.к. экипаж не мог позволить роскоши взять на борт лишних людей. Каждая «рота пропаганды» придавалась целой армии, но военнослужащие этих рот действовали индивидуально или в составе компактных групп на большом удалении от прочих непосредственных сослуживцев (видимо, этим объясняется пример с фотографом-летописцем в дивизионном звене). «Роты пропаганды» должны были не только обслуживать СМИ, но и вести агитацию непосредственно в частях и соединениях вермахта, а также обеспечивать психологическую обработку войск и населения противника. Высшая точка развития «рот пропаганды» – 1943 г. – когда они и выделены в особый род войск. Общая численность этих войск в то время около 15 тыс. чел, а средний состав одной роты – 115 человек. (Т.е., как я понял – похоже на политработников и военкоров в одном лице)
Еще там есть о корпусе генерала Фельми – для вторжения в страны востока вплоть до Индии – солдаты и офицеры которого поголовно владели иностранными языками, и в котором имелась типография с арабским шрифтом.
«Войскам пропаганды» Геббельс обязан успехом еженедельной кинохроники: даже в начале 1945 г. в Берлин кинооператоры «рот пропаганды» присылали по 20 тыс. метров пленки еженедельно (при том, что объем еженедельного хроникального выпуска составлял всего 1200 м. – 45 мин., а до войны объем выпуска не превышал 350 м.). Популярность фильмов обеспечивало то, что каждая немецкая мать могла получить кадр из фильма, если там был ее сын-фронтовик (позже – из-за наплыва заявлений – только погибших сыновей). Фильмы рассылались также за границу (очевидно, нейтралам) – в начале войны 1000 копий еженедельно с дикторским текстом на 15 языках, а в январе 1942 – 2400 копий.
Связь с Министерством пропаганды, видимо (там специально не рассматривается), осуществлялась на ежедневных инструктажах у Геббельса, где присутствовали представители прочих ведомств – включая верховное командование вермахта, МИДа, имперской службы безопасности. Но что со связями на низовом уровне – неясно у Орлова.
Еще - раньше прозевал – там имеются замечания о неуправляемости пропагандистской машины Германии из-за амбициозного ее размаха и соперничества ведомств и их руководителей (например, Геббельса и имперского шефа прессы Дитриха, получавшего указания лично от Гитлера). Также отмечено соперничество между министерством пропаганды и министерством восточных территорий. Возможно, пропагандистские спецоперации на оккупированной советской территории могли исходить не только из министерства пропаганды и его местных отделов – но пропагандистскую деятельность ведомства Розенберга Орлов не рассматривает.
Павел