От Boris Ответить на сообщение
К Исаев Алексей Ответить по почте
Дата 31.07.2013 20:01:49 Найти в дереве
Рубрики Флот; Локальные конфликты; Версия для печати

С металлом все сложно

Доброе утро,
>Меня в свое время поразило, что выпуск автомобилей на ВАЗе был ограничен... металлом. Т.е. могли производить больше авто, но маразматики не выделяли квоты на металл.

Для автомобилестроения нужен не металл вообще, а холоднокатаный лист из непростой стали, со стабильными размерами, прежде всего по толщине, химсоставом и механическими свойствами. ГОСТ 9045—70 предусматривал поставку низкоуглеродистой стали с содержанием углерода не более 0,08% двух категорий: ОСВ — для штамповки деталей с особо сложной вытяжкой и СВ — со сложной вытяжкой. Обе эти категории листов выпускаются трех марок: 08Ю и 08Фкп — нестареющие и 08кп — стареющие. Для производства таких сталей нужны прежде всего большие мощности металлургического и прокатного производств, доступ к сырью, включая легирующие элементы, и к энергии. Прокатные станы стоят очень дорого, проектируются и строятся лет по семь-десять. С доступом к качественным сталями в СССР были всегда были проблемы. Что до автопрома, он развивался довольно высокими темпами: годовое потребление стали автомобильной промышленностью в СССР выросло с 1970 до 1980 года почти вдвое (сказался пуск КАМАЗа и переход на более грузоподъемные и более тяжелые грузовики. Ну и АвтоВАЗ добавил:

год потребление стали, млн. тонн производство автотранспортных средств (всех), тыс. шт

1970 1,95 740
1980 3,75 1880
1990 3,64 1820


А по поводу возможностей выпуска на АвтоВАЗЕ большего числа машин не соглашусь: в 80е годы завод работал в две смены включая субботу, в воскресенье проводился профилактический ремонт. Я там был на практике, тогда все оборудование было импортным - ФРГ, США, Франция, Япония. Пневмогайковерт у меня был немецкий, а итальянским был только конвейер. Несколько лет еще более интенсивной эксплуатации обернулись бы ускоренным износом и массовым выходом станков из строя через несколько лет, с перспективой проблем при замене, в т.ч. из-за возможных санкций.

Кстати, т.н. высокопрочные (в просторечии легированные) стали в конструкции ВАЗов занимали 3-5% по весу, в современных им западных машинах их было до 40%. Отсюда лучшие удельные параметры.


С уважением, Boris.