|
От
|
Skvortsov
|
|
К
|
vikt
|
|
Дата
|
19.08.2013 14:03:19
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Это об принудительном по отношении к семьям законе об образовании
>«можно с уверенностью сказать, что, по мере приближения к цели, возрастание числа учащихся будет все более замедляться, u всеобщее обучение не будет достигнуто до тех пор, пока не будет введено законом обязательное обучение».
>Начальное народное образование // Новый Энциклопедический словарь Т. 28 Пг. 1916. Столб. 148
При этом данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и мало-российских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50% девочек в начальных
школах) и с ситуацией в губерниях с преимущественно инородческим
составом населения, прежде всего в регионах Средней Азии, а также
в удаленных губерниях Сибири. Тем не менее, работа по введению все-
общего обучения велась в соответствии с четко утвержденными пла-
нами. К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств пол-
ностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осущест-
влению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана,
а 30% от 5 до 10 лет [Начальное народное образование 1916, 146]. Пла-
ны создания школьных сетей продолжали эффективно реализовываться
вплоть до 1917 года. Таким образом, между 1919 и 1924 годом долж-
но было быть осуществлено всеобщее обучение всех детей Империи
(в четырех или пятилетних начальных школах, с возможностью продол-
жения обучения в высших начальных училищах и гимназиях). Полной
реализации этих планов помешала не столько Мировая война, сколь-
ко Революция 1917 года и Гражданская война, породившая миллионы
беспризорников и лиц оставшихся без попечения родителей [Сорокин,
2008]. В СССР всеобщее обязательное обучение (четырехлетнее) было
введено только 14 августа 1930 года Постановлением ЦИК И СНК Со-
юза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении».
......................
Наиболее наглядна в этом плане «аномалия», связанная с женским
образованием выходцев из крестьянского сословия. Так, в начальных
школах и училищах училась примерно в два раза больше мальчиков,
чем девочек. В то же время индекс образовательных возможностей
на гимназическом уровне у девочек из крестьянских семей, оказы-
вается выше, чем у мальчиков (0,30 у девочек, 0,26 у мальчиков).
Это говорит о том, что хотя почти все крестьянские семьи отдавали
в начальную школу мальчиков, только половина считала нужным от-
давать туда девочек. Однако, затем, если ребенок проявлял хорошие
способности, девочки имели больше шансов продолжить образова-
ние на гимназическом уровне. Это, по-видимому, было связано с гос-
подствующими механизмами социальной мобильности: для девочки
из крестьянской семьи с хорошим образованием резко повышалась
возможность выйти замуж за представителя более высокой социаль-
ной страты. Данный пример, как и многие другие (например, данные
о грамотности детей из крестьянских семей в зависимости от вели-
чины их наделов), показывает, что образовательные предпочтения
родителей-крестьян, во-первых, далеко не являются линейной фун-
кцией от их экономического положения, а во-вторых очень сильно
влияют на ключевые параметры национальной системы образования.
Данный фактор был настолько силен, что органы государственной
власти, в частности, Министерство народного просвещения считали
необходимым строить свою политику с учетом предпочтений кре-
стьянских семей. Судьба министерского законопроекта о всеобщем
начальном обучении (который лишь частично получил силу закона в
1908 году) в конечном счете выражает именно эту тенденцию. Напро-
тив, советская практика акцентировала внимание именно на втором
(принудительном по отношении к семьям) аспекте законодательства
о всеобщем обучении.
http://ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf