Код: Y01-1299781 Государство: Россия
Источник: Граница России Регион: Город Москва
Дата: 19.12.2001 Город: Москва
Номер: 048 Автор: --
Страница: 1, 4-6
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФПС РОССИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ВЛАДИМИР ГОР
Субъективные заметки о путях повышения эффективности морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск и органов Пограничной службы России
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности, навыка необходимы еще специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом.
К.Ушинский.
Визитная карточка
Городинский Владимир Иванович родился 1 апреля 1950 года в Украине в семье рабочих.
Офицерскую службу в пограничных войсках начал в 1971 году после окончания ВПКУ имени Моссовета. Должности от заместителя начальника заставы по политчасти до начальника 1-го отделения политотдела округа прошел на дальневосточной границе.
С 1984 по 1987 год был начальником политотдела Панфиловского погранотряда Восточного пограничного округа. 6 лет проработал в Центральном аппарате, Политуправлении погранвойск, возглавлял политотдел Голицынского погранучилища имени К.Ворошилова.
С 1994 года В.Городинский - заместитель командующего ЗабПО, с 1996 по май 2001 года - заместитель начальника СКРУ ФПС России. Указом Президента России от 28 мая 2001 года назначен первым заместителем начальника Управления воспитательной работы ФПС России.
Генерал-майор В.Городинский окончил ВПА им. В.И.Ленина, Академию общественных наук при ЦК КПСС, высшие командные курсы при Академии Генштаба ВС РФ. Женат. Сын, дочь - взрослые.
Юбилей, оставшийся "за кадром"
Уходящий 2001 год был богат на 10-летние юбилеи - как на уровне Содружества Независимых Государств и общероссийском, так и на нашем, ведомственном. Для воспитательных структур Вооруженных Сил, ФПС, ВВ МВД и других силовых ведомств этот год знаменателен тем, что ровно 10 лет назад были упразднены политические органы, которые на протяжении длительного времени организовывали воспитательную работу с личным составом.
За прошедшие десять лет мнение российской, в том числе и армейской, общественности о необходимости подобных органов в силовых структурах страны менялось в диапазоне от их полного отрицания (1991 - 1992 гг.) до предложений возродить их на новой идеологической основе. Что в конечном итоге и было сделано. В Пограничной службе РФ, в частности, на месте бывшего Политуправления пограничных войск в 1991 году был создан Центр социально-правовых проблем, связи с общественными организациями и СМИ. Потом, через некоторое время, - Управление по работе с личным составом, которое в начале 1994 года было преобразовано в Управление воспитательной работы.
Таким образом, десятилетний опыт реформ в области военного строительства подвел руководство страны, всех силовых структур к непреложному выводу о том, что, какое бы общество мы ни строили, без целенаправленной воспитательной работы с "человеком с ружьем" не обойтись.
Происшедшие изменения в отношении к воспитательной работе в целом и к воспитательным структурам в частности вселяют оптимизм. Но есть одно "но". За последние 10 лет в ходе неоднократных реорганизаций, которые не обошлись без навешивания на бывших политработников оскорбительных ярлыков, в наибольшей степени пострадали именно эти структуры. Были упразднены учебные заведения, ранее готовившие офицеров для воспитательных структур. Не веря в возможные перемены в ближайшее время, многие профессионально подготовленные офицеры-воспитатели ушли в другие структуры или уволились в запас. Сейчас структуры воспитательной работы в количественном, а главное, профессиональном отношении, - это слабая тень бывших политорганов.
Директор ФПС РФ генерал-полковник К.В.Тоцкий, выступая перед командирами соединений и частей в ходе не так давно прошедшего сбора, подчеркнул, что "у нас существует серьезная проблема с кадрами офицеров воспитательных структур. Потерян престиж этой специальности. Глубоко уверен, что без этой категории офицеров нам не обойтись... Мы должны сделать все, чтобы профессия офицера-воспитателя, как и прежде, стала престижной, а офицер, исполняющий эти обязанности, видел перспективу в службе...".
Роль воспитания -приоритетна
Если внимательно посмотреть на мировой и наш отечественный опыт применения методов воздействия на сознание военного человека с целью побуждения его ревностно выполнять свой долг, что часто связано с риском для жизни, то условно их можно разделить на 4 группы.
1. Жесткая требовательность (метод принуждения).
2. Повышение материального уровня жизни военнослужащих (метод стимулирования).
Понятно, что как в прошлом, так и сейчас более предпочтительным и эффективным является комплексный подход к решению данной проблемы. Однако два первых метода в современной России в силу объективных причин действуют очень слабо. В той степени, в какой не срабатывают они, возрастает роль воспитательного воздействия на все категории военнослужащих. Нравится кому это или нет, но это аксиома.
Далее. Процесс управления людьми осуществляется при помощи средств управления. По мнению некоторых ученых, их можно объединить в 12 групп, различающихся по силе и эффективности воздействия. Пять групп условно можно отнести к материальному оружию, а семь - к информационному.
К информационному оружию относятся: методология (символы, религия мировоззренческая и общефилософская информация и др.); фактология и хронология (информация фактического и исторического характера): идеология (частные религии, философия, идеология): искусство; система образования и воспитания; СМИ; система развлечений и досуга.
При этом информационное оружие по своему статусу выше, что свидетельствует о его большей эффективности по сравнению с оружием материальным. Почему? Потому, что оно глобально, формирует сознание и подсознание людей, а следовательно, и их поведение с детского возраста. Оно имеет колоссальное значение еще и потому, что с его помощью производится бесструктурное и скрытое управление людьми.
Все это, вместе взятое, подводит нас к выводу о том, что в современных условиях, как и прежде, роль воспитания людей, как гражданских, так и военных, имеет приоритетное значение для решения задачи эффективного управления как всем обществом, так и коллективами, большими и малыми.
Особенности воспитательной работы в современных условиях
Говоря о преимуществе на современном этапе именно воспитательного воздействия на личный состав для сохранения управляемости подразделениями, частями и соединениями ПС РФ, необходимо обратить внимание на два принципиальных момента.
Прежде всего: жесткая требовательность и повышение материального уровня военнослужащих также должны постоянно наращиваться. Потому что в последние годы все больше и больше на первый план выходят материальные приоритеты взамен идеологических и нравственных категорий, а достойный жизненный уровень военнослужащих позволит более строго спрашивать с них за качество работы и личное поведение.
С другой стороны, нужно понимать, что воспитательный процесс как понятие шире, чем морально-психологическое обеспечение СБД, и емче такого понятия, как воспитательная работа. Думаю, нет особой нужды доказывать, что воспитывают военнослужащего прежде всего внутренняя и внешняя политика государства, качество жизни населения страны, а также четко организованная служба по охране границы, боевая подготовка, твердый уставной порядок во всем, личный пример руководителей всех рангов, полнота материально-технического и медицинского обеспечения и многое другое. Другими словами, в значительной мере именно "бытие определяет сознание".
Поскольку целью этой статьи не является рассмотрение всех аспектов воспитательного воздействия на личный состав, хотел бы остановиться на проблеме эффективности МПО СБД, которое в обиходе чаще называют воспитательной работой.
Прежде всего необходимо отметить, что, как показал проведенный опрос командиров соединений и частей в ходе недавнего сбора, более 60% из них состоянием МПО СБД удовлетворены полностью или в основном удовлетворены. О достаточно высокой эффективности деятельности воспитательных структур ПС РФ свидетельствуют еще два показателя, выявленные в ходе опроса. Во-первых, более 44% командиров оценили их деятельность на "хорошо" и "отлично", а только 16% - на "неудовлетворительно". Во-вторых, по вкладу различных структур в сплочение воинских коллективов, укрепление воинской дисциплины в соединении (части) структуры воспитательной работы, выражаясь спортивным языком, заняли 2-е место (3, 35 балла) после штабов (3, 69 балла). Другие органы управления (тыл, вооружение, ОПВ, ООД и др.) остались далеко позади. Таким образом, можно сделать вывод о том, что морально-психологическое обеспечение СБД сегодня является одним из основных способов поддержания управляемости войск на должном уровне.
Переходя к непосредственному исследованию проблем морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности, подчеркну: в современных условиях необходимо учитывать ряд объективных факторов, которые, на мой взгляд, при всех наших стараниях будут негативным образом влиять на эффективность проводимой работы.
Во-первых, соотношение материальных, а значит, и информационных ресурсов между теми силами, которые отстаивают национальные интересы России, и теми, кто рассматривает ее как сырьевой придаток развитых стран Запада, на сегодняшний день не в пользу патриотов-государственников. Достаточно посмотреть программы телевидения, большинство журналов и газет, художественных книг, которыми завалены книжные магазины и киоски, чтобы убедиться в этом. Сегодня глобальное информационное пространство захватили американцы. В популярном американском журнале "Vanity Fair" ("Сумасшедшая ярмарка") за октябрь обнародован список пятидесяти бизнесменов информационной эры, которые наиболее успешно "промывают" миру мозги. В нем только 4 позиции принадлежат не американцам, а представителей России нет вообще. Более 90% сайтов в Интернете - американские, в 22 наиболее развитых странах мира свыше 85% самых кассовых фильмов - также американские (в России этот показатель еще выше). США контролируют фактически более половины деловой активности в мире, а в области рекламы и маркетинга их доля доходит до двух третей. Можно ли полностью отгородиться от этой реальной действительности, в которой сегодня живут военнослужащие и члены их семей? Нет, конечно.
Для тех, у кого приведенная выше информация не вызывает отрицательной реакции, приведу слова гения русской литературы Льва Толстого: "Западная система не сумела обеспечить истинной нравственности на самом Западе, почему же она должна дать лучшие результаты в стране, для которой она предназначена не была? " Лучше не скажешь.
Во-вторых, организация высокоэффективного МПО СБД при отсутствии в стране общегосударственной (общенациональной) идеологии по большому счету невозможна. Говоря словами академика Геннадия Осипова, "это все равно что человек без мыслей. А человек без мыслей - это больной: идиот или шизофреник...". А для русского человека, тем более защитника Отечества, всегда были важны ответы на вопросы: откуда мы родом и какое общество строим, во имя какой идеи или цели живет конкретный человек и все государство?
И в-третьих. В некоторых средствах массовой информации неоднократно сообщалось о том, что некоторыми российскими учеными (параллельно с американскими и японскими) разработан способ "влезания" в человеческое подсознание с целью полного подчинения личности подаваемой извне команде. Человек или группа людей прослушивают через любую акустическую установку вполне безобидную музыку, в которую с помощью спектральных преобразований вплетается речевой сигнал-команда, куда стержнем вставлены два-три ключевых слова. Именно они необратимо действуют на подсознание. Технология 25-го кадра, используемая ныне телевидением, - это уже примитив, давно пройденный этап. Новые способы зомбирования людей, как следует из некоторых СМИ, активно используются на Западе в предвыборных технологиях.
Эти принципиальные моменты в современных условиях подвергают корректировке саму задачу "воспитания военнослужащего" .
Как известно, и до 1917 года, и в советский период формированию высокой моральной стойкости личного состава способствовало то, что в обществе, в том числе в армии и на флоте, существовала единая государственная идеология, которая воспитывала человека с детского возраста и до глубокой старости; была создана стройная система духовного (идеологического) воспитания всех категорий военнослужащих. Сегодня всего того, что было в указанные периоды, нет и в ближайшее время вряд ли будет.
К тому же традиционная трактовка термина "воспитание" вступает в противоречие с научным определением этого понятия.
Воспитывать (по Далю) -заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.
Воспитывать (по Ожегову) - вырастить, дав образование, обучив правилам поведения. Путем систематического воздействия, влияния сформировать характер.
В книге "Воспитание: новые подходы к вечной теме" К.А.Шварцман, Л.В.Коноваловой и О. Н. Круговой, где анализируется как наш отечественный, так и опыт западных стран в этой области, высказывается мнение, что "воспитание призвано формировать сознательное отношение человека к культуре на основании системы ценностей, включающей принципы поведения", что "воспитание есть процесс индивидуального, прежде всего интеллектуального роста человека и развитие его общественной инициативы", что оно "предполагает единство образования и нравственного воспитания" и что существует неразрывная связь воспитания с общественной системой государства, его политикой.
Подводя итог сказанному, можно сделать, по крайней мере, два вывода.
Первый: воспитывать человека (в традиционном смысле этого слова) можно максимум до 16-17 лет. После этого процесс воспитания заключается в формировании интеллекта и характера личности, обладающей определенным уровнем знаний, способностью и стремлением к познанию.
Второй: нельзя ставить перед нынешними структурами воспитательной работы задачу воспитания личного состава в ее научном понимании, ибо это им не под силу. Можно вести речь лишь о самостоятельном виде обеспечения деятельности пограничных войск и органов как в мирное, так и военное время - о морально-психологическом обеспечении, задача которого не "воспитать" или "перевоспитать", в традиционном смысле этих слов, военнослужащего, а сформировать у него определенные морально-психологические качества, необходимые для выполнения служебно-боевых задач. Но, учитывая, что в структуре МПО СБД имеются такие составляющие, как информационно-воспитательная и культурно-досуговая работа, то воспитательная функция этого вида обеспечения сохраняется.
Основные направления МПО СБД
Определяя основные направления повышения эффективности работы воспитательных структур по формированию у всех категорий военнослужащих нужных морально-психологических качеств, я бы выстроил их в такой последовательности.
1. Несмотря на то что в Конституции РФ говорится о многообразии идеологий в обществе и недопущении диктата одной из них, в настоящее время в стране идет активный поиск и формирование единой общегосударственной идеологии. Во время поездки в сентябре т. г. на Северный Кавказ Президент России В.В.Путин также коснулся этой проблемы, отметив, "что после крушения коммунистической идеологии... мы ничего не дали взамен, и вся нагрузка по морально-этическому воспитанию населения... перекочевала на плечи традиционной религии... а государство ничего не сделало для того, чтобы его поддержать. И эту ошибку мы, конечно, должны исправить...". Памятуя о том, что эффективность воспитания военнослужащих во многом определяется существованием общегосударственной идеологии, руководителям воспитательных структур необходимо внимательно отслеживать ход дискуссий по данной проблеме.
Но эта работа уже сейчас должна сопровождаться честным и откровенным разговором с военнослужащими, членами их семей об острых проблемах исторического прошлого нашего Отечества, о нынешних политических процессах в мире, стране и регионах дислокации соединений и частей, которая невозможна без предоставления возможности каждому знакомиться с различными точками зрения на те или иные события в стране и за рубежом. Другими словами, надо приучать военнослужащих как можно больше читать, сравнивать различные точки зрения и делать по возможности самостоятельные выводы. Потому что за последние 10-15 лет у многих людей сформировалось устойчивое неверие официальной пропаганде и возникло отторжение тех идеологических догматов и известных исторических фактов, перед которыми прежде свято преклонялись.
2. Чтобы повысить эффективность МПО СБД, необходимо предпринять меры по снижению негативного влияния на военнослужащих и членов их семей некоторых наиболее одиозных, беспринципных, оказывающих, разлагающее воздействие на военнослужащих СМИ. Решить эту задачу можно, реализовав ряд мер.
Прежде всего представляется целесообразным внести корректировки в распределение средств, выделяемых на цели воспитательной работы, пусть даже они и невелики. Акцент при этом необходимо сделать не на приобретение телеантенн, телевизоров, магнитофонов, баянов, гитар и т.д. (их можно пополнять за счет шефов и спонсоров), а на укомплектование воспитательных структур современной оргтехникой и видеоаппаратурой, позволяющей быстро получать, тиражировать и доводить до каждого подразделения нужную и правдивую информацию или материалы воспитательного характера. В век Интернета и информационных войн смешно говорить об эффективности МПО, если некоторые структуры воспитательной работы не имеют даже персональных компьютеров, не говоря уже о множительной технике, сканерах и видеокамерах. Техническое оснащение даже Управления воспитательной работы на порядок хуже, чем в других управлениях ЦАПСРФ.
Другим важным шагом в этом направлении должно стать организационное, техническое и кадровое укрепление центральных и региональных печатных пограничных изданий, которые нередко являются единственным источником информации на заставах, кораблях и в других подразделениях. Организуя подписку на периодические издания, необходимо отдавать предпочтение (и выделять обязательно бюджетные средства) государственным, проправительственным изданиям, а также военным СМИ в соответствии с утвержденными нормами подписки. При этом необходимо серьезно скорректировать тематику публикаций в центральных и. войсковых пограничных изданиях и поднять качество публикуемых материалов.
Мощным барьером на пути разлагающей военнослужащих идеологической экспансии со стороны некоторых СМИ может и должна стать вся система информационно-воспитательной работы, и прежде всего ОГП. Для этого офицерам воспитательных структур следует в корне пересмотреть сам подход к ее организации, искоренять формализм, при проведении занятий, активно задействуя для этого войсковые периодические издания, культпросветучреждения, ветеранов пограничных войск, преподавателей вузов, колледжей и школ, служителей церкви и др.
3. Без повышения роли и ответственности командиров всех степеней за состояние МПО СБД нам также не обойтись.
Командир-единоначальник, как известно, лично отвечающий за состояние дел в соединении (части), также обязан осуществлять руководство МПО СБД. К сожалению, на практике дело обстоит иначе. Работа в войсках и органах офицеров УВР, итоги сбора с командирами соединений и частей убеждают в том, что многие командиры от этой работы практически самоустранились. В ходе проведенного опроса некоторые руководители соединений и частей не могли назвать основные руководящие документы, регламентирующие организацию МПО.
Крайне редко командиры соединений и частей участвуют в проведении единых информационных дней, занятий по ОГП и других воспитательных мероприятий. Это происходит, скорее всего, по двум причинам: с одной стороны, нет жесткого спроса за невыполнение требований Устава ВС РФ и руководящих документов ФПС РФ, а с другой - вследствие невысокого уровня подготовки некоторых командиров. Ссылаясь, и в основном обоснованно, на служебную загруженность, большинство руководителей соединений и частей практически перестало работать над повышением своего теоретического кругозора.
Не повернув лицом командиров к проблемам организации МПО СБД, вряд ли удастся поднять эффективность воспитательного процесса в войсках и органах.
4. Назревшей проблемой является повышение статуса воспитательных структур в общей системе органов управления ПС России. Для этого, на мои взгляд, следует предпринять меры по четырем основным направлениям.
Во-первых, нужно предоставить заместителям командиров всех уровней, отвечающих за состояние воспитательной работы, одинаковые возможности в продвижении по служебной лестнице, и в том числе - на любые командные должности. Сомнительной выглядит позиция некоторых должностных лиц, считающих, что командирами любого уровня можно назначать лишь офицеров, прошедших должности начальников штабов. Думается, что только личные деловые и человеческие качества офицера, жизненный и служебный опыт должны быть главными критериями при назначении на должности руководителей РУ, соединений и частей.
Во-вторых, необходимо в полной мере реализовать уставное положение о том, что заместители командиров по воспитательной работе всех уровней отвечают за состояние воинской дисциплины, наполнив его конкретным содержанием, т.е. определив их обязанности и права по отношению к другим органам управления в этом вопросе. После утверждения Президентом РФ новых документов, регламентирующих структуру и введение должностей заместителей командиров соединений и частей по воспитательной работе и кадрам, появится юридическая основа для этой деятельности.
Воспитательные структуры всех уровней должны будут взять на себя функции координации усилий всех органов управления по поддержанию правопорядка в войсках, органах и организациях ПС РФ, а также по профилактике правонарушений (при этом необходимо четко уяснить, что правопорядок как понятие гораздо шире, чем воинская дисциплина).
В-третьих, поскольку проблема соблюдения социальной справедливости во всех сферах служебно-боевой деятельности стоит очень остро, думается, что на заместителей командиров по воспитательной работе и кадрам необходимо возложить обязанности председателей аттестационных и жилищных комиссий. Это позволит на деле реализовать функции организации работы по социальной защите военнослужащих и членов их семей, возложенные на воспитательные структуры. Не секрет, что кадровые и жилищные вопросы больше всего влияют на обстановку в воинских коллективах и в семьях военнослужащих.
И в-четвертых, необходимо покончить с порочной практикой использования офицеров воспитательных структур не по предназначению. Не секрет, что в большинстве соединений и частей офицеры-воспитатели стали "штатными" дознавателями, проводят значительную часть всевозможных разбирательств, подменяют начальников пограничных застав и комендантов участков, занимаются строительством различных объектов, а также другими, не свойственными для них задачами. А ведь если проанализировать, то в управлении соединения и части постоянно находится в лучшем случае 1 - 2 офицера, и им бы справиться со своей работой, а не подстраховывать и подменять других.
Могут быть предприняты и другие меры в этом направлении.
5. Необходимо обеспечить обязательное участие офицеров всех органов управления в информационно-воспитательной работе с личным составом. Согласно руководящим документам по МПО СБД, Положениям об органах управления РУ, в этой работе обязаны участвовать офицеры 16 отделов, отделений и служб. Но, как показывает практика, кроме структур воспитательной работы и боевой подготовки, а также некоторых служб штаба, больше никто практически в информационно-воспитательной работе участия не принимает. Если в количественном плане определить соотношение мероприятий, проводимых всеми участниками воспитательного процесса в подразделениях, то он, за редким исключением, будет выглядеть следующим образом: командование РУ (ОГ) - 1 % от всех воспитательных мероприятий; офицеры всех отделов РУ - 2 - 3%; командование и офицеры управлений соединений и частей - 8 - 10%. А остальные 80% воспитательных мероприятий проводят офицеры и прапорщики подразделений.
К тому же если учесть невысокий уровень подготовки курсантов в области МПО СБД в наших военных институтах и наличие таких старых болезней, как формализм и очковтирательство, то станет понятно, что о высокоэффективной информационно-воспитательной работе говорить не приходится.
6. Более активно необходимо привлекать к воспитательной работе так называемые приватные силы.
Под этим термином мы обычно подразумеваем ветеранов пограничных войск и ВОВ, руководителей предприятий и учреждений, сел и поселков, районов и городов, представителей творческой интеллигенции и религиозных конфессий, преподавателей школ и вузов, а также просто людей с интересной судьбой. Их участие в различного рода мероприятиях значительно повышает воспитательное воздействие на личный состав, расширяет кругозор военнослужащих. К сожалению, сегодня приватными силами в соединениях, частях и подразделениях проводится лишь от 1 до 3% всех воспитательных мероприятий. Даже в Голицынском и Московском военных институтах ПС РФ, несмотря на возможности г.Москвы и Московской области, эта работа в последние годы еле теплится.
7. В интересах МПО следует в полном объеме использовать научный потенциал ПС РФ.
На сегодняшний день только в высших учебных заведениях ПС России на кафедрах гуманитарного блока работают 79 докторов и более 320 кандидатов наук, 62 профессора и доцента. Это более половины (53%) от общего количества ученых Пограничной службы. Однако этот огромный научный потенциал в интересах МПО СБД задействован очень слабо. В данном случае речь не идет о качестве обучения курсантов и слушателей (это тема отдельного разговора). Проблема в том, что, во-первых, темы диссертаций соискателей ученых степеней в ряде случаев неактуальны для жизни войск (к проблемам эффективности МПО они вообще обращаются крайне редко: за последние 4 года, прошедшие с момента введения этого вида обеспечения, подготовлено всего 12 докторских и кандидатских диссертаций, что составляет около 20% от всех диссертаций кафедр гуманитарного блока). Во-вторых, наши ученые крайне редко выступают по проблемам воспитания как в центральных общероссийских, так и в пограничных СМИ, а о подготовке информационных, пропагандистских и методических материалов для офицеров РУ, соединений, частей и подразделений и говорить не приходится.
8. Качественное решение любого вопроса, как в гражданских условиях, так и в армейской среде, невозможно без профессионально подготовленных кадров.
Когда мы ведем речь об эффективности, скажем, тылового, технического и других видов обеспечения, то, разумеется, берем в расчет наличие учебных заведений, которые готовят соответствующих специалистов. И лишь морально-психологическое обеспечение, организуемое воспитательными структурами, не имеет сегодня не то что специального учебного заведения, но даже кафедр с таким названием - и в академии, и в военных институтах ПС РФ. Закономерное следствие такого подхода: из всех заместителей командиров соединений и частей ПС РФ специальное академическое образование имеют лишь 47% офицеров, а среди начальников отделений воспитательной работы - только 1%! Кафедры педагогики и психологии, управления социальными процессами (в академии это одна кафедра, где преподаются кроме МПО еще 20 предметов) данную проблему решить не в состоянии. Не решает ее и подготовка в Голицынском институте ПС России курсантов ( 5 - 7 групп) по специальности социальный педагог (социальный психолог) или практический психолог. Назначение же на первичные должности офицеров-воспитателей выпускников других институтов, где сущность и содержание МПО они осваивают на факультативных занятиях, а тем более офицеров-двухгодичников или окончивших КУПОС, приносит больше вреда, чем пользы.
В этих условиях, думается, было бы целесообразным рассмотреть вопрос о переориентировании Голицынского военного института на подготовку специалистов в области МПО, а число слушателей в Академии ПС РФ по данной специальности увеличить хотя бы в 2 раза. К слову сказать, на базе Голицынского института можно было бы готовить военных журналистов и начальников клубов, которых сегодня катастрофически не хватает.
Решению этой задачи должны послужить и целенаправленная подготовка офицеров-воспитателей на курсах переподготовки офицеров тактического звена, созданных в РУ ПС РФ, и при некоторых военных институтах, повышение качества сборовой подготовки с различными категориями работников воспитательных структур. Не секрет, что подобные мероприятия проводятся зачастую для галочки, на низком организационном и методическом уровне.
9. Требуется критическая оценка уровня организации и эффективности тех или иных форм и методов МПО в войсках и органах ПС РФ.
Хочу обратить внимание-читателей на один принципиальный момент: последние 10 лет нашей жизни по своей значимости для страны и всего мира, по воздействию на общество и каждого конкретного россиянина можно сравнить лишь с периодом 1917 - 1924 годов.
По сути дела, мы "перескочили" из одной общественно-экономической формации в другую.Это повлекло за собой кардинальные изменения в образе жизни, нравственных ориентирах большинства граждан России. С учетом этого, а также недостатка подготовленных кадров, финансовых и материальных средств, ухудшения призывного контингента руководителям воспитательных структур необходимо постоянно анализировать эффективность тех или иных форм и методов воспитательной работы и при необходимости вносить коррективы.
К примеру, практически без изменения остались у нас система прежней политической подготовки военнослужащих в виде общественно-государственной подготовки, система информирования, требования и подходы к работе с молодежными, женскими и другими общественными организациями, к стенной печати (которой ни в одной стране мира нет) и многое другое. Думается, слепое копирование всех форм и методов ППР советского периода в новых исторических условиях вряд ли принесет пользу.
Еще одна проблема, напрямую относящаяся к деятельности структур воспитательной работы. Речь идет об эффективности использования всего имеющегося кадрового и материально-технического потенциала МПО СБД в интересах подразделений, непосредственно охраняющих государственную границу.
Сегодня ни для кого не секрет, что в силу как объективных, так и субъективных причин клубы и библиотеки частей (там, где они имеются) работают слабо. На погранзаставах и кораблях культпросветработники практически не бывают, художественная самодеятельность еле теплится. Похожая картина и в некоторых центральных учреждениях ПС РФ.
Чтобы поправить дело, поднять эффективность МПО СБД войск и органов, необходимо перенацелить деятельность всех должностных лиц и структур воспитательной работы на деятельность прежде всего в подразделениях границы и в интересах границы, четче определять приоритеты и сосредоточивать усилия на главных направлениях деятельности.
Без сомнения, главная задача всей системы МПО СБД - это подготовка военнослужащих к выполнению задачи по охране и защите государственной границы.
Какие же направления МПО сегодня для нас самые важные? Какие категории военнослужащих требуют особого внимания? На эти вопросы в какой-то мере дают ответы результаты опроса командиров соединений и частей. К примеру, определяя, какое из направлений МПО наиболее эффективно воздействует на военнослужащих, большинство отдают предпочтение информационно-воспитательной работе (71%), культурно-досуговой работе (43%) и военно-социальной работе (24%). Если же эти результаты сравнить с нынешними штатами структур воспитательной работы, то эти приоритеты практически не совпадают.
Наибольшее беспокойство у командиров вызывают такие категории военнослужащих, как контрактники (43%), младшие офицеры (40%) и военнослужащие по призыву (26%). Однако анализ работы командиров, воспитательных структур, других органов управления свидетельствует о том, что 99% всех наших усилий направлены на военнослужащих срочной службы, тогда как контрактники, прапорщики и младшие офицеры воспитательным воздействием оказываются практически не охвачены. Хотя все прекрасно понимают, что от "воспитанности" самих "воспитателей" зависит многое, если не все.
* * *
В статье высказаны лишь некоторые субъективные мысли по поводу состояния воспитательных структур, возможных мер по повышению эффективности МПО служебно-боевой деятельности в войсках и органах ПС РФ. Они не бесспорны, но их реализация, на мой взгляд, позволит, с одной стороны, поднять престиж структур воспитательной работы, приостановить отток из них профессионально подготовленных офицеров, а с другой - оздоровить обстановку в вои неких коллективах, повысить качество решения нашей главной задачи - охраны и защиты Государственной границы России.
К тому же последние события в мире, непрекращающиеся боевые столкновения и террористические акты на Северном Кавказе, а также рост сепаратистских тенденций в некоторых других республиках Российской Федерации настоятельно требуют переходить от слов к делу. Причем без промедления.
От редакции.
Подзаголовок "Субъективные размышления о путях повышения эффективности МПО СБД в войсках и органах ПС РФ" у статьи первого заместителя начальника Управления воспитательной работы ФПС России генерал-майора Владимира Городинского не случаен. Сама жизнь - и автором это убедительно доказано - требует, не побоимся слова, прорыва в области воспитательной работы. Без коллективного "мозгового штурма" поднятой проблемы при этом не обойтись. Генерал-майор В.Городинский сделал первый шаг - начал разговор на волнующую многих тему по-новому, отталкиваясь от реалий дня и критически переосмысливая накопленный опыт. Надеемся на продолжение откровенного разговора и ждем писем прежде всего от организаторов воспитательной работы - со своими суждениями, пусть и не вписывающимися в существующие каноны, о том, как двигать дело дальше. Мысль будит мысль, а это как раз то, что надо для выработки новых подходов к любой проблеме.
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФПС РОССИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ВЛАДИМИР ГОР // Граница России (Москва).- 19.12.2001.- 048.- C.1, 4-6
Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.