Код: Y98-317324 Государство: Россия
Источник: Гудок Регион: Город Москва
Дата: 03.07.1998 Город: Москва
Номер: 121 Автор: Ирина ФУРСОВА.
Страница: -
Взаимодействие пограничников и таможенников.
Стоило российским таможенникам "проколоться" с арестом тиражей некоторых периодических изданий, печатающихся за рубежом, как скандал вокруг этого ведомства в считанные дни разросся как снежный ком. И хотя уже давно прочитаны подписчиками "задержанные" на границе журналы, упреки в адрес ГТК будут раздаваться еще долго. Ошибки и просчеты быстро не забываются. И теперь вряд ли кто вспомнит, что в прошлом году Государственный таможенный комитет обогатил российский бюджет на 75 триллионов рублей.
Ра ота таможенников неотделима от деятельности пограничной службы. Представители этих ведомств в одной связке трудятся на 138 автомобильных, 47 железнодорожных, более 70 авиационных и 52 морских пунктах пропуска, защищая экономические и политические интересы России. Этим вопросам сотрудничества и была посвящена совместная коллегия Федеральной пограничной службы и Государственного таможенного комитета.
Образование в начале 90-х годов после распада СССР новых государственных границ, неопределенность их правового статуса и порядка охраны, несогласованность ряда нормативных правовых актов, в частности Закона "О государственной границе Российской Федерации" и Таможенного кодекса, а также недостаточность финансирования затрудняют координацию деятельности пограничных и таможенных органов. Однако это не охладило их инициативы в решении проблем пропуска через границу пассажирских и грузовых потоков, работе в Межведомственной комиссии Совета безопасности по пограничной политике.
Пример скоординированной работы Кавказского особого пограничного округа и Северо-Кавказского таможенного управления "отлов" незаконного ввоза этилового спирта в Республику Северная Осетия Алания из Грузии через пункты пропуска Верхний Ларс и Нижний Зарамаг. Уже несколько месяцев длится противостояние с контрабандистами, нередко переходящее в серьезные конфликты с применением оружия.
Успешное взаимодействие войск ФПС и таможенных органов отмечается и в ходе специальных операций типа "Путина", "Рубеж", "Север" и т.д. Так, во время операции "Рубеж-97" было досмотрено 63 тысячи различных транспортных средств и около двух тысяч задержано за нарушение таможенного законодательства, проведен углубленный контроль 600 российских и иностранных судов (девять задержано). Эффективность этой операции составила более 400 рублей на каждый вложенный в организацию операций.
В мае нынешнего года сотрудники ОКПП Новосибирского аэропорта и Толмачевской таможни пресекли попытку незаконного вывоза в Китай 340 тысяч долларов США. В июне предотвращен контрабандный вывоз партии экспортного леса на сумму 330 миллионов рублей из Архангельского морского торгового порта.
Всего же с начала года на рубежах России задержано более полутора тысяч нарушителей госграницы и лиц с недействительными документами, изъято 93 единицы холодного и огнестрельного оружия, четыре тысячи единиц боеприпасов, более 800 килограммов наркотических средств и контрабандного товара на сумму около восьми миллионов рублей.
Так что успешное взаимодействие ФПС и ГТК предотвращает многие вредные для государства акции политического, разведывательного и экономического характера. Сотрудничество будет продолжаться и впредь иначе быть не может. По словам председателя ГТК В.Драганова, ни таможенники, ни пограничники не будут впадать в амбиции, подсчитывая, кто больше даст государству.
МОСКВА.
Ирина ФУРСОВА. Взаимодействие пограничников и таможенников. // Гудок (Москва).- 03.07.1998.- 121
Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
[Go To Best Hit]
Код: Y94-68453 Государство: Россия
Источник: Российские вести Регион: Город Москва
Дата: 11.06.1994 Город: Москва
Номер: 107 Автор: --
Страница: -
НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ОХРАНЫ ГОСГРАНИЦЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО ШТАБА ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РОССИИ ГЕН
После представления Правительству Российской Федерации 25 января с.г. главнокомандующий Пограничными войсками РФ генерал-полковник Андрей Николаев ввел в действие Концепцию охраны Пограничными восками Государственной границы и исключительной кономической зоны Российской Федерации и внешних границ государств СНГ. Этот документ для войск не нов.
Но подвижность геополитической ситуации на территории бывшего СССР отрицательно сказалась на сложившейся ранее системе охраны границы, а внутриполитическая обстановка в России в течение 1993 года менялась столь стремительно, что и вторую концепцию постигла участь предшествующего документа - она потеряла свою актуальность. Возникла необходимость разработки новой, учитывающей реалии сегодняшнего дня. А они таковы.
С образованием Российской Федерации произошло радикальные изменения в статусе, прохождении и условиях охраны Государственной границы. Из более чем 60 тысяч километров российской границы около 14 тысяч км (более 80 процентов сухопутного участка) пришлось на новые рубежи, которые не были подготовлены для несения службы и не оформлены в международно-правовом отношении. Пограничные войска Российской Федерации утратили до 40 процентов сухопутных, морских и авиационных сил и средств с оборудованными местами их дислокации, базирования сил флота и авиации, инженерно-техническими средствами, отлаженной пограничной инфраструктурой, учебно-материальной базой, пунктами управления и связи, жилищным и казарменным фондом, а также практически все пункты международного сообщения на западе и юге страны. Боевые возможности Пограничных войск уменьшились более чем наполовину.
На единицу охраняемой площади территориальных вод и исключительной экономической зоны России в настоящее время приходится в 2-3 раза меньше кораблей и катеров, чем в США и Японии. Ограниченное использование кораблей из-за недостатка топлива увеличивает этот разрыв еще сильнее. А отсутствие в войсках кораблей ледокольного типа практически сводит на нет охрану Государственной границы и исключительной экономической зоны России в Арктике. Крайне тяжелое положение сложилось с комплектованием войск кадрами, в особенности призывным контингентом.
Некомплект только офицеров по войскам составляет олее 7 тысяч, а военнослужащих по призыву - около 20 тысяч человек. Негативные тенденции проявились и в социальной сфере. Более 10 тысяч офицеров и прапорщиков Пограничных войск на сегодняшний день не имеют квартир, остро стоит вопрос обеспечения жильем семей военнослужащих соединений и частей, выведенных из государств Балтии и Азербайджана, а также вновь создаваемых контрольно-пропускных пунктов.
В этих условиях возникла объективная необходимость не реорганизации, а поэтапного создания пограничных войск России, что и отражено в новой концепции.
Основную идею новой концепции охраны рубежей России можно было бы выразить как возрождение. Возрождение Пограничных войск, возрождение надежной охраны Государственной границы россии и внешних границ государств СНГ, а также возрождение самого престижа пограничной службы. Именно на этом заострил свое внимание Президент Ельцин в своем выступлении 27 мая этого года во время встречи с руководством ФПС Главкомата ПВ России.
ринципиальное отличие новой концепции от предыдущих в том, что она допускает изменение условий охраны границы в некотором диапазоне свойственном переходному периоду.
Концепция определяет, что ее главная цель - возрождение российских Пограничных войск и обеспечение на Государственной границе защиты жизненно важных интересов личности, общества и Российского государства в общей системе коллективной безопасности стран Содружества.
В основу концепции положены принципы мирного разрешения пограничных вопросов, развития сотрудничества в охране границ государств Содружества, соответствие боевого состава и численности Пограничных войск решаемым задача действующему законодательству, международным обязательствам и экономическим возможностям России.
Предусматривается также обеспечение собственной безопасности личного состава и формирований Пограничных войск, централизации их руководства, принципа единоначалия на правовой основе.
В концепции определены основные направления деятельности Пограничных войск РФ с учетом особенностей регионов и экономических возможностей государства, их роль и место в охране внешних границ Содружества.
За 2-3 года планируется создать во всех регионах эшелонированную группировку Пограничных войск, оперативные резервы, а также сформировать систему материально-технического обеспечения.*
Кроме того, предусматривается существенный рост возможностей войск по охране исключительной экономической зоны.
Приоритетными направлениями деятельности Пограничных войск в охране Государственной границы являются борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных разведывательных служб и организаций, а также с противоправными действиями преступных сообществ на Государственной границе, повышение качества пограничного контроля и культуры в пунктах пропуска через границу до уровня международных норм и стандартов. Как приоритетное направление деятельности выделен "человеческий фактор" - обустройство войск и социальная защита военнослужащих.
Создание СНГ, Экономического союза, наличие "прозрачных" границ между государствами - республиками бывшего Союза ССР создали и новые политические реалии, к числу которых в первую очередь можно отнести заинтересованность всех государств - участников Содружества в обеспечении стабильного положения на внешних границах. Однако не все вновь образовавшиеся государства имеют возможность и средства для надежной охраны своих границ, что вынуждает их искать пути объединения усилий для обеспечения собственной безопасности на внешних границах.
В настоящее время в соответствии с просьбами руководства Армении, Грузии, Киргизии и Таджикистана на территории этих государств находятся Пограничные войска Российской Федерации, которые охраняют их государственные границы с Турцией, Ираном, Афганистаном и Китаем, являющиеся одновременно и внешней границей стран Содружества. кроме того, часть офицеров и прапорщиков российских погранвойск в соответствии с договоренностями охраняют внешние государственные границы Туркменистана с Афганистаном и Ираном.
Вопросы объединения или координации усилий в охране внешних границ на территории бывшего СССР в той или иной мере, решаются с Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Узбекистаном с учетом особенностей подходов к этому вопросу каждого государства.
Роль погранвойск России в охране внешних границ Содружества наглядно проявляется в Таджикистане. Российские погранвойска во взаимодействии с воинскими контингентами других государств Содружества выполняют задачи по пресечению проникновения через таджикско-афганскую границу вооруженных групп, оружия и боеприпасов, наркотических средств. Это положительно влияет на стабилизацию обстановки как в самом Таджикистане,. так и в других лизлежащих государствах.
С учетом особенностей регионов охрана границы будет осуществляться: на участках, совпадающих с границей бывшего СССР, - существующими группировками Пограничных войск; с государствами Балтии (как с государствами дальнего зарубежья) - вновь создаваемыми группировками Пограничных войск России.
На Кавказе охрану границы планируется осуществлять по дум рубежам: первому - на внешних границах государств СНГ (Грузии, Армении, а в возможной перспективе и Азербайджана); второй рубеж охраны границы проходит по Государственной границе России, учитывая обстановку собственно на границе и в прилегающих к ней регионах.
Охрана нашей границы с Белоруссией будет осуществляться на договорной основе, сосредоточиваясь более на охране внешней границы СНГ, в данном регионе. Не исключено, что этот участок границы СНГ наши пограничники будут охранять совместно с пограничными войсками Белоруссии.
Охрана российско-украинской границы будет осуществляться адекватно складывающейся там обстановке, в перспективе - совместно с погранвойсками Украины.
Наши погранвойска также на договорной основе охраняют внешние границы Таджикистана и Киргизии.
В целом ставка делается на разумное сочетание возможностей по о еспечению безопасности государства на собственной границе и внешних границах Содружества. Так, подписаны меморандумы о совместной охране внешних границ государств Содружества в Центрально-Азиатском и Западном регионах. На повестке дня стоит вопрос о подписании аналогичного меморандума с государствами Закавказья.
Исключительная экономическая зона охраняется формированиями морских сил, авиации и береговыми силами и средствами Пограничных войск, во взаимодействии с силами и средствами министерств и ведомств Российской Федерации. При этом основные усилия сосредотачиваются на недопущении и пресечении незаконной деятельности российских и иностранных судов. Инициируется разработка и внедрение государственной системы контроля и слежения за обстановкой и опознанием судов по акваториям и регионам.
В ближайшие год-два мы будем искать оптимальные варианты охраны Государственной границы на морском участке путем комплексного применения морских и авиационных сил и средств в сочетании с сухопутными ( ереговыми) компонентами. Будут проведены исследования и эксперименты по созданию специальных морских формирований Пограничных войск, тактического и оперативного уровней.
В Арктическом регионе охрана границы перестраивается с учетом открытия Северного морского пути для транзитного прохода иностранных судов с заходом в российские порты совершенствуется оперативная деятельность формируется основа единой системы контроля за надводной обстановке в территориальных водах и портах, для чего создается структурно завершенная группировка пограничных войск в Арктике.
В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации внедряются эффективные технологии и совершенствуется техническое оснащение всех элементов пограничного контроля выявления и предотвращения незаконного пересечения границы лицами и транспортными средствами.
В настоящее время значительная часть группировки Пограничных войск Российской Федерации действует в очагах локальных войн и вооруженных конфликтов. Концепция впервые определяет, что в таких условиях охрана Государственной границы осуществляется во взаимодействии с силами и средствами Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации государств СНГ, формами и способами, присущими пограничной службе и систематическим боевым действиям войск, с учетом особенностей сложившейся обстановки. На отдельных направлениях Пограничные войска совместно с Вооруженными Силами переходят к обороне и охране Государственной границы россии. Осуществляются мероприятия по обеспечению собственной безопасности Пограничных войск.
Приоритетными задачами на 1994 год являются установление и международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации, формирование и о устройство войск на новых рубежах, их укрепление и развитие, укомплектовании е кадрами и усиление их социальной защищенности, а также всестороннее материально-техническое обеспечение.
В нынешнем году предусматривается дополнительно сформировать войсковые и оперативные группы, оперативно-войсковые отделы, пограничные отряды, отдельные пограничные комендатуры, отряд пограничного контроля и отдельных контрольно-пропускные пункты, морские части и подразделения, отдельные авиационные эскадрильи, тактические резервы и другие части. Группировка Пограничных войск Российской Федерации к концу года может увеличиться на 20 - 30 тысяч человек.
Значительное место в концепции уделено развитию системы правовой и социальной защиты военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы. Намечена и осуществляется разработка проектов законодательных актов, направленных на правовую защиту, установление гарантий и компенсаций, повышение уровня жизни военнослужащих войск и прежде всего проходящих службу в подразделениях, непосредственно охраняющих границу и исключительную экономическую зону, развитие системы льгот в с учетом социально-политических, физико-географических и иных региональных особенностей. Разрабатывается подготовка соглашений с государствами Содружества по вопросам правового статуса, материального и финансового обеспечения, льгот и компенсаций, жилищного, медицинского, пенсионного, торгово-бытового и других видов обеспечения военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации, участвующих в охране Государственной границы на их территориях.
Масштабные задачи, предусмотренные концепцией, могут быть решены только при условии комплектования войск профессионально подготовленными кадрами.
риоритетными направлениями комплектования, подготовки кадров и личного состава Погранвойск России является поэтапный переход на смешанную систему комплектования, включая поступление граждан из государств СНГ на военную службу в Погранвойска России по контракту. Подобное возможно только после внесения изменений в действующее ныне законодательство.
Необходимы также разработка и внедрение систем профессионального отбора, оценки качества деятельности кадров, их перемещения и выдвижения, стимулирования военно-профессиональной деятельности офицерских кадров; развитие региональных центров подготовки прапорщиков (мичманов); совершенствование системы подготовки офицеров-пограничников. Образование Военной академии Пограничных войск, несомненно, будет способствовать решению проблемы комплектования войск подготовленными офицерскими кадрами.
Прорабатывается вопрос о создании Политехнического военного института Пограничных войск.
Особое место в концепции занимают вопросы научной проработки проблем теории и практики охраны Государственной границы.
Научное обеспечение в его нынешнем состоянии не может быть улучшено косметическими мерами. Прежде всего оно должно быть сформировано в целостную систему, в которой любая полезная для войск научная идея нашла бы своего исполнителя и потребителя. Нами сформирована завершенная система научного обеспечения, которая позволяет комплексно решать все важные проблемы войск на основе глубоких научных исследований. Одним из важных лементов формируемой системы научного обеспечения деятельности войск должны стать созданные Центр оперативно-пограничных исследований и Научно-исследовательский технический центр Пограничный войск.
Ввиду того, что продолжительность переходного периода спрогнозировать трудно, принято решение реализовать концепцию через разработку и принятие ежегодных планов строительства и развития Пограничных войск.
Хочется надеяться, что новый документ станет действенной основой для нашей работы по укреплению российской государственности, защите жизненно важных национальных интересов Российской Федерации и государств Содружества.
НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ОХРАНЫ ГОСГРАНИЦЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО ШТАБА ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РОССИИ ГЕН // Российские вести (Москва).- 11.06.1994.- 107
Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
[Go To Best Hit]
Код: N21-48277 Государство: Россия
Источник: Граница России Регион: Город Москва
Дата: 09.01.2002 Город: Москва
Номер: 003 Автор: --
Страница: 8, 9, 14
"КТО ЕЩЕ СПОСОБЕН НА ТАКОЕ?".
Только сейчас, на "круглом столе", стали известны скрытые ранее особенности проведения уникальной пограничной операции "Аргун"
Сегодня информация о боевых действиях в Чеченской Республике практически покинула первые полосы центральных (да и региональных) газет. Все меньше и меньше уделяется им внимания и в ежедневных сводках новостей всех без исключения каналов российского телевидения. А то, что осталось, ограничивается скупым перечислением фактов дня минувшего, не будущего, ко всему прочему не балующего своим разнообразием. Очередной обстрел с ранеными и контужеными, очередной подрыв машины со схожими результатами, очередная адресная проверка с энным количеством задержанных...
Что ж, понять собратьев по перу и видеокамере несложно - пресса ныне на самоокупаемости, чтобы выжить, требуется искать факты погорячее и позажаристее. Да и интерес к этой нескончаемой войне у среднестатистического россиянина явно подугас - уж больно на долгий срок затянулась контртеррористическая операция. Одна из основных задач - поимка главарей банд-формирований, фамилий которых и произносить не хочется, уж слишком они в свое время навязли на языках - так же далека, как и два с половиной года назад.
Не забывают об этой войне лишь те, кто ежедневно и ежечасно рискует здесь, в горах Чечни, своей головой. Она, война, просто не позволяет им забыть о ней, напоминая теми же самыми ежедневными обстрелами да подрывами. Не забывают о ней люди в погонах еще и потому, что хорошо понимают: лишь детальный и подробный анализ, подробное изучение основных вех операции позволит на будущее и избежать новых жертв, и упредить противника в ударах, и добиться - рано или поздно - выполнения поставленных задач.
И пограничники здесь -хотя об их роли в чеченской кампании и сегодняшних днях средства массовой информации вспоминают вовсе уж редко - совсем не исключение. Проведенная два с лишним года назад специальная пограничная операция "Аргун" в корне изменила ситуацию в Чечне, предотвратив широкий поток поставки снаряжения, боеприпасов, людских ресурсов в воюющую республику. О том, как все это происходило, и шел детальный разговор на "круглом столе" с участниками операции в ее двухлетний юбилей.
Впрочем, оговоримся сразу: и "круглый стол", и прием участников спецоперации в Культурном центре ФПС руководством ФПС России проходили не только, точнее, не столько для того, дабы в очередной раз пропеть дифирамбы в адрес ее организаторов и участников. Куда важнее было другое - изучить, осмыслить опыт применения погранвойск в не самом обычном и привычном для них деле - десантировании в тыл противника с последующим прикрытием государственной границы и выбиванием боевиков из вновь оборудованной погранзоны.
Однако вернемся непосредственно к "круглому столу", хотя назвать это мероприятие сугубо официальным и расписать его строго в стиле жанра я бы не решился: слишком многое связывало его участников - от генерал-лейтенанта до старшины, слишком многое они пережили вместе. А потому и разговор, несмотря на всю торжественность встречи, шел доверительный, неофициальный.
Среди участников "круглого стола" - генерал-лейтенант Владимир Макаров, заместитель начальника Главного штаба - начальник Оперативного управления. А, так сказать, по должности и совместительству - главный организатор и разработчик операции "Аргун". Ведущий "стола" - генерал-майор Владимир Городинский, первый заместитель начальника Управления воспитательной работы, на момент проведения операции - заместитель начальника Северо-Кавказского регионального управления, а значит, человек, в полной мере испытавший огромную нагрузку и ответственность за ее успех, да, к слову говоря, и сам один из первых обосновавшихся на захваченном плацдарме.
Впрочем, столь подробное перечисление регалий и заслуг всех участников "круглого стола", а значит, и участников специальной пограничной операции "Аргун" вряд ли выдержит газетная полоса. Потому ограничимся лишь фамилиями, не забывая при этом, что вклад каждого названного участника в успех дела весом и уникален. Офицеры Оперативного управления полковники Владимир Сидельников, Валерий Острожников, Виктор Бакин. Полковник Федор Жуков -офицер Управления связи и сигнализации, полковник Сергей Фадеев - главный психиатр ФПС, представитель Военно-медицинского управления.
Впрочем, довольно. В зале находилось и много представителей регионов, непосредственных участников событий, которые в ходе "круглого стола" и высказали свое мнение об операции.
Начав разговор, генерал-майор Владимир Городинский предоставил слово генерал-лейтенанту Владимиру Макарову, повторюсь, безусловному лидеру в организации и проведении операции.
- Разумеется, специальная пограничная операция "Аргун", хотя и является непосредственно нашим детищем, не могла быть проведена в отрыве от общего плана контртеррористической операции, которая проводилась всеми силовыми структурами на Северном Кавказе. Она являлась ее неотъемлемой частью и потому утверждалась в общем пакете документов Президентом России. В том, что масштабная контртеррористическая операция состоится - особенно после вторжения отрядов чеченских боевиков на территорию Дагестана, -не сомневались, думаю, и самые крайние скептики. Но вот где, когда, по какому сценарию удержать эти данные в строжайшем секрете, учитывая хорошо налаженную разведывательную деятельность чеченских экстремистов, было очень непросто.
В полной степени это относилось и к нашему плану спецоперации "Аргун". Кстати, когда группировки Министерства обороны уже вошли в западный, северный и восточный районы Чечни, постепенно сжимая кольцо окружения, еще и тогда окончательный план нашей операции не был утвержден. Рассматривалось два его варианта: первый предусматривал постепенное выдавливание боевиков к государственной границе, уничтожение их там и по факту освобождения территории организацию надежной охраны границы с Грузией. Однако от этого варианта очень скоро пришлось отказаться. Причина в общем-то и тогда не представляла большого секрета: именно юг Чечни, и, в частности, дорога Итум-Кале - Шатили являлась практически последней артерией, по которой бандитские группировки снабжались боеприпасами, оружием, людскими ресурсами. Причем количество всего этого было прямо-таки угрожающим. Именно это заставило нас и ускорить сроки операции, и остановиться на ее втором варианте - десантировании в глубь территории противника группировки погранвойск, которая и должна была надежно перекрыть чеченский участок российско-грузинской границы. Собственно говоря, именно в этом и состояла уникальность операции.
Правда, еще в Афганистане пограничники участвовали в подобных мероприятиях, но в гораздо меньших объемах, с меньшим привлечением сил и средств. На этот же раз к началу операции была подготовлена группировка порядка полутора тысяч человек - такое случилось впервые. Помимо частей и подразделений Северо-Кавказского регионального управления в ней участвовали десантно-штурмовые маневренные группы с Дальнего Востока, западной границы. Конечно, серьезно готовилась и авиация - нам удалось создать довольно приличную для ФПС России группировку. К тому же нам удалось договориться о привлечении армейской авиации для выполнения наших задач - в этом, кстати, еще одна особенность операции.
Первыми десантировались бойцы десантно-штурмового полка ВДВ. Впрочем, мы отстали от них ненадолго -уже на следующий день десантировались наши ребята. И занимали высоты, и попадали под первые обстрелы... И, как общий итог, выставили посты - по всему 81-километровому участку росссийско-грузинской границы в пределах Чечни.
И началась служба. Правда, обычной ее назвать язык не поворачивается...
Я уже говорил вначале, что назвать этот "круглый стол" строго официальным мероприятием вряд ли бы кто решился. И последующие выступления его участников - деловые и в то же время очень эмоциональные -лишь укрепили эту убежденность. Из их рассказов перед нами воочию распахивалась загадочная, непонятная и опасная Чечня. Самолеты и вертолеты, летевшие в предрассветных сумерках с готовым к схватке десантом, казались куда как более уместными в 43-м над Брянскими лесами, а не в конце двадцатого века над территорией своей страны, которую вроде бы никто и не оккупировал. И все же большинство пограничников представляли, что ждет их внизу, на строгих и настороженных горах...
Полковник Владимир Попов, заместитель начальника СКРУ - начальник вооружения на момент проведения операции стоял на ступеньку ниже своей нынешней должности, и поэтому одной из. главных его задач тогда было грамотное распределение людей, грузов, оружия по вертолетам. На тот момент, увы (а может, к счастью), никто не обладал должным опытом, чтобы сказать, как на такую высоту выбросить снаряженного по полной выкладке военнослужащего, сколько чего возьмет вертолет, что встретит его на вершине - шквальный ветер или огненная строчка ДШК?
- На вторые-третьи сутки мы с этой хитрой наукой -как, чем и по скольку грузить вертолеты - справились. Они делали, как правило, потри ходки в день, лишь потом шли на дозаправку. Трудность заключалась и в том, что десантировались-то мы сразу на несколько площадок. И чтобы пулемет не улетел на одну, а боеприпасы на другую площадку - то же самое было и с минометами, -пришлось изрядно поломать голову. Но в общем справились.
Чуть позже вышли в наш базовый лагерь в местечке Мешехи, закрепились, врылись в землю. И стали постепенно расширять зону влияния, стали активно ходить разведывательно-боевые группы. Мы как-то через несколько дней вышли на госграницу, организовали с грузинскими пограничниками взаимодействие. Сказать, что они удивились, увидев нас, -значит, ничего не сказать. Как снег на голову...
Но мне ближе другие воспоминания. Сами понимаете, новое место, обустраиваться надо. Вот тут-то наши ребята проявили такую инициативу, такое желание работать, что все диву давались. Скажем, когда заставы наши встали в глубине чеченской территории, пришлось задуматься о том, как дороги к ним проводить. А тут подвернулось несколько трофейных бульдозеров - да не наших, американских. Боевики, уходя, сломали их. Так вот, эти импортные бульдозеры, наполовину сожженные, - микросхемы кругом валялись -наши прапорщики на двадцатиградусном морозе в несколько дней починили. И служили они нам потом еще долго. Ну кто, скажите, еще на такое способен? Ну, а дальше пошло уже по-накатанному. Починили четыре моста, активно использовали брошенную трофейную технику... Она, .правда, почти всегда заминированной была, да наши саперы отличались.
И еще из опыта.В феврале мне пришлось возглавить разведывательно-боевую группу. Трое суток шли по Аргунскому ущелью, и единственное, что нас остановило, - приказ оставаться на Хачарое. Трудно было - на незнакомой местности, ежеминутно ожидая засад, нападения, - но справились. И нападение отразили, и пленных взяли.
А чуть позже первые потери понесли - троих ребят потеряли. Что ж, на каждом шаге этой операции пришлось учиться. Но солдаты наши показали себя достойно. И если нам нечто подобное предстоит, поправку вот на что стоит сделать - наш солдат, он даже не двух-, а трех-, а то и пятижильный. Все выдержит и все сделает.
Подполковник Владимир Лутченко, начальник группы спецразведки. Первым из десанта ступил на чеченскую землю.
- О выброске десанта сказано уже достаточно много. Бросилось в глаза - у армейских десантников, десантировавшихся меньше чем за сутки до нас, практически сразу было организовано взаимодействие с другими подразделениями своей части. У нас, к сожалению, такого с ходу не получилось, а практика позже показала, насколько это важно. Все, думаю, помнят случаи, когда своя артиллерия задевала своих же.
Еще о десантировании -очень важно, чтобы десант вертолета подбирался таким образом, чтобы каждая группа могла действовать автономно. Убедились в этом, когда один из вертолетов приземлился в иной точке и группа оказалась в усеченном составе, но с задачей все же справилась.
Думаю, стоит учесть на будущее: в первые сутки выгружается лишь личный состав с оружием, боеприпасы и сухой паек. Все остальное -техника, имущество - позже. Это нам здорово помогло, потому что в первую же ночь была попытка сбить штурмовую группу с плацдарма. Но боевое охранение сработало четко, и нападавших мы рассеяли. Кстати, опять-таки в первые же сутки на высоту порядка ста метров от базового лагеря был поднят минометный взвод и по одному боекомплекту на орудие. Кто представляет, что это такое, поймет, настолько тяжелой была работа. Но зато к исходу суток мы могли встретить противника минометным огнем.
И еще - к разнице между нами и армейцами. Хотя имущество доставили нам позже, уже через три дня мы могли угощать армейцев своим выпеченным хлебом. Да и дровами, которые нам доставлял вертолет, тоже делились. Это, конечно, большой плюс. Но в оснащении вооружением, средствами связи, приборами наблюдения мы им поначалу здорово уступали.
И пожалуй, последнее. У меня подразделение состояло на 100% из контрактников, 70% из которых имели опыт первой чеченской войны, а остальные приняли боевое крещение в Афганистане, других "горячих точках". И это, конечно, сыграло не последнюю роль.
Подполковник Олег Лукьянов, на момент операции командир десантно-штурмовой маневренной группы.
- Нам было полегче, чем ребятам из Воронежа: мы высадились на четыре дня позже, а потому могли быть уверены, что в случае чего нас прикроют, помогут. Да и без того известно, самое трудное и опасное - быть первым. Так что, когда наш черед подошел, и солдаты и офицеры уже пообвыкли.
Опасения были в другом. Наша ДШМГ практически полностью состояла из солдат срочной службы. И то, как они себя поведут в непростых условиях гор, конечно, не могло не волновать. Но личный состав - и это, пожалуй, главное, что я вынес из этой командировки, - показал себя на удивление стойким. Достаточно сказать, что после нашего десантирования три дня небо было закрыто, авиация подойти не могла. Спали без палаток, в снегу, солдат порой приходилось просто откапывать. И - ни одного заболевшего, ни одного павшего духом.
Что же касается уроков, которые я вынес... Прежде всего - необходимость беречь людей. Местность очень сложная, огневым прикрытием полностью обеспечить себя невозможно. Поэтому перед выходом РБГ заранее выдвигали на командные высоты группы огневой поддержки, дабы не дать возможности боевикам напасть неожиданно. Очень помогло и то, что в первые дни тщательно оборудовали свои позиции в инженерном отношении - позже при минометном обстреле многим из нас это спасло жизнь.
И еще - в качестве опыта на будущее. Слабовато у нас обстоит дело с горной подготовкой. Пулеметчики не имеют навыков ведения огня на больших дальностях в горных условиях.
Комментарий генерал-лейтенанта Владимира Макарова:
- Отныне для военнослужащих, отбывающих на службу в Итумкалинский погранотряд СКРУ, проводится горная и огневая до-подготовка. Кроме того, мы сумели вооружить наши подразделения более современным оружием - на момент же начала операции "Аргун" самым мощным оружием ДШМГ был ДШК образца 1943 г.
"Без авиации операция в горах просто бы не состоялась", - высказал мнение генерал-майор Владимир Городинский перед тем, как предоставить слово летчикам. Их в зале было несколько - заместитель командира эскадрильи подполковник Анатолий Захаров, командиры вертолетов майоры Валерий Катаев и Сергей Редькин, штурман самолета капитан Вячеслав Рыбников. Но у всех мнение в целом было единым.
- Не берусь анализировать весь тот огромный процесс, который был проведен авиаторами до начала операции, - сказал майор Валерий Катаев. - В данном случае мое мнение - мнение одного из многих летчиков, участвовавших в ней. Не берусь потому, что он слишком велик, и потому, что ситуация в воздухе меняется, как нигде, быстро и два совершенно, казалось бы, одинаковых полета в одну точку могут пройти совсем по-разному.
Непосредственно перед операцией мы, несколько летчиков-авиаторов, совместно с представителями армейской авиации при помощи компьютерных разработок, которые есть у них в аналитическом центре в Моздоке, осмотрели место предстоящего десантирования. Нам были предоставлены трехмерные компьютерные модели местности, промоделированы маршруты полета - опять-таки с компьютерной помощью. Более того, нам дали возможность внимательно изучить спутниковые снимки мест предполагаемой дислокации. Словом, помощь была оказана просто всеобъемлющая, и если до сих пор у кого-то и оставались опасения насчет сложности предстоящей задачи, то уже там, в Моздоке, они развеялись напрочь.
Первая группа, как известно, высадилась в горах девятнадцатого декабря. Но наши вертолеты побывали там еще раньше, семнадцатого, - правда, без посадки. Провели видео- и фотосъемку, пытались сделать и плановую, но, честно говоря, побоялись глубже уходить в Чечню - нас предупредили, что место не защищено и без особой нужды лучше не рисковать. Ходили мы, из соображений скрытности, без прикрытия и провели в районе будущего десантирования, опять-таки по этим же причинам, всего несколько минут.
В состав нашей авиагруппировки - а командовал ею подполковник Леонид Константинов - отбирались лишь авиаторы, имеющие опыт действия в горных условиях. Базировались мы тогда на полевом аэродроме Гизель, что неподалеку от Владикавказа. Там проводили соответствующие занятия с личным составом, определяли маршруты полета. Впрочем, скажу сразу, что выбирать особо не приходилось: либо оперативность доставки грузов, либо безопасность. Кратчайший маршрут проходил через перевал в тысячу километров. Остальные высоты там ненамного ниже, так что в основном двигаться нам приходилось на высоте 50 - 100 километров от земли, что, сами понимаете, вполне достаточно для поражения вертолетов даже стрелковым оружием. Так что нервы у всех были практически на пределе.
Здесь уже говорилось, что по сравнению с армейцами наша авиация выглядела скромно. Так что выделенными нам Ми-24 просто не было возможности сопровождать каждый борт до места десантирования. Был выбран наиболее оптимальный для сложившейся ситуации вариант - дежурство вертолетов Ми-24 в воздухе. Ничего, справились... И не в последнюю очередь благодаря внезапности действий...
К сожалению, газетная площадь не позволяет воспроизвести рассказы всех выступивших на "круглом столе". Но, думается, читателям они уже донесли основное - рассказали о подготовке операции, о десантировании и захвате плацдармов. А главное, поведали важный урок, вынесенный из пережитого: наши офицеры и солдаты способны на многое...
При подведении итогов "круглого стола" особо подчеркивалось, что начальный этап спецоперации был проведен без потерь - и это, пожалуй, главная заслуга ее организаторов и исполнителей.
Фото Григория БИБИКА.
Фото:
- На снимках: участники "круглого стола"; первый заместитель начальника Управления воспитательной работы генерал-майор В.Городинский вручает офицерам памятные подарки - наручные часы с надписью "Участнику СПО "Аргун".
Наш корр.
"КТО ЕЩЕ СПОСОБЕН НА ТАКОЕ?". // Граница России (Москва).- 09.01.2002.- 003.- C.8, 9, 14
Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.