От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 16.03.2002 19:22:37 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Re: Спецназ ВВ

- Приобрести источники информации на территории воюющего Афганистана - задача не из простых. Вы умолчали о своем детище - отряде специального назначения погранвойск "Сигма". Это не их работа?

- "Сигма" - подразделение, созданное из профессионалов - прапорщиков и контрактников - для проведения специальных операций как на нашей, так и на сопредельной территории. Эти специальные операции группа неоднократно проводила, поставленные задачи выполняла безупречно. Это пока все, что я могу рассказать о ней.

[Go To Best Hit]


Код: Y01-1182897 Государство: Россия
Источник: Комсомольская правда в Петербурге Регион: Город Санкт-Петербург
Дата: 01.12.2001 Город: Санкт-Петербург
Номер: 222 Автор: Андрей ЮДИН
Страница: 2-к




ОПЕР ИЗ СПЕЦГАРАЖА.



Если бы у Михаила Федоровича Лосева спросили, чем он занимался в НКВД, старый оперативник мог бы ответить: "Был в охране Кирова". - "Но его же застрелили?!" - "Это случилось не в мою смену...".

Вождь ленинградских коммунистов Сергей Киров, "наш Мироныч", был убит 1 декабря 1934-го выстрелом в затылок. Историки до сих пор спорят, был ли этот теракт в коридоре Смольного делом рук озлобленного неудачника или заговором Сталина и его подручных. Но в любом случае по стандартам той эпохи Киров отличался удивительной беспечностью: катал ребятишек на служебном автомобиле, время от времени совершал "инспекционные" поездки в городском транспорте, любил прогуляться по улицам без охраны. И это невзирая на то, что практически с первого дня работы в Ленинграде ему непрерывно угрожали.

Чекисты были его тенью

"Тов. Киров, а тебе мы, оппозиционеры, заявляем: перестань барствовать, мы знаем, где ты живешь... - предупреждали его еще в 1926 г. - И если поедешь однажды в автомобиле, то мы, оппозиционеры, в одно прекрасное время будем ловить таких паразитов, как ты, тов. Киров... и мы вас всех, паразитов, постараемся уничтожить".

Эти анонимки не остались без внимания НКВД. Безопасность партийно-правительственной элиты являлась одной из важнейших задач этого грозного ведомства. Кадровыми чекистами были, к примеру, не только помощник и личный охранник Кирова, но даже вахтер в парадном его дома ь 26/28 по улице Красных Зорь (ныне Каменноостровский проспект).

А за год до теракта, осенью 1933-го, охрана Кирова была дополнительно усилена. Общая ее численность составила 15 человек. Когда служебный "паккард" (такой же автомобиль, кстати, был и у Сталина) выезжал из Смольного, за ним неотступно, как тень, следовал чекистский эскорт. Михаил Лосев был одним из тех, кто время от времени дежурил за рулем "машины прикрытия".

На эту ответственную и рискованную работу он попал не случайно - кадровики НКВД учли его боевую биографию. В рабочей семье Лосевых, которые перебрались в Санкт-Петербург из псковской глубинки, было четыре сына. Все ушли в революцию: один был начсвязи в чапаевской дивизии, другой гонял басмачей в Туркестане, третий стал комиссаром 5-й армии в Иркутске . С собой в Сибирь он забрал младшего из братьев, шестнадцатилетнего Миньку. Сначала тот был ремонтником в мастерской бронемашин, потом стал пулеметчиком и добивал банды барона Унгерна.

В 32-м питерского коммуниста Михаила Лосева вызвали в райком и дали направление в органы. В те годы чекистские автохозяйства были разбросаны по всему Ленинграду. Спецгараж контрразведки, где служил Лосев, находился в здании нынешнего Манежа, рядом с Исаакиевской площадью. На двух этажах здесь размещалось почти три десятка новеньких, сверкающих лаком иномарок - "бьюики", "шевроле", "линкольны". Каждую машину Лосев знал до винтика, но для оперативных целей предпочитал брать мощный 8-цилиндровый "линкольн", который легко разгонялся до 140 км в час.

Скорость была важным фактором. Шоферы из спецгаража выполняли самые "деликатные" поручения. Поэтому вид имели цивильный - модные костюмы, галстуки, добротные пальто или кожаные регланы. Уходя на задания, они всегда брали с собой заряженный ствол. У Лосева их было целых два - наган и именной маузер. (Снайперское мастерство он оттачивал в тире: помощник насаживал на крючок удочки спичечный коробок, забрасывал леску подальше от себя и легонько потряхивал. Лосев в кромешной темноте должен был попасть на шорох.)

В тот роковой день, 1 декабря, Киров позвонил в гараж (он находился в том же доме, где он жил) и попросил своего второго шофера, Ершова, подать машину. В 16.00 он вышел из дому. Пешком (!) прошел несколько кварталов и только возле Троицкого моста сел в автомобиль, который отвез его в Смольный...

Репрессии коснулись не всех

До сих пор бытует мнение, что после смерти Кирова были безжалостно уничтожены все, кто имел мало-мальское отношение к его охране. Это не совсем так. Действительно, уже на следующий день после теракта погиб в странной автомобильной аварии - по пути из Смольного в Большой дом - помощник Кирова Михаил Борисов. Тогда же, 2 декабря, по приказу шефа НКВД Г.Ягоды были отстранены от своих должностей практически все руководители-чекисты Ленинградского управления. Однако личный охранник Лев Буковский, который не находился рядом с Кировым в момент убийства, был брошен в застенки только в 37-м, когда "железный нарком" Ежов проводил грандиозную зачистку своего ведомства.

Эти репрессии обошли Лосева стороной. Более того, не пострадал ни один из 22 оперативников спецгаража.

Почти всю войну Михаил Федорович провел в блокадном Ленинграде. За исключением годичной командировки на фронт, где ловил диверсантов из абверовских спецшкол. И хотя чекистов награждали скупо, получил за свою работу медаль "За отвагу" и орден Красной Звезды.

В 45-м ему доверили сопровождать А. Жданова, считавшегося третьим лицом в государстве, на переговоры в Хельсинки. Когда кортеж передвигался по старым улочкам финской столицы, из-за угла неожиданно выскочил трамвай. Чтобы прикрыть машину секретаря ЦК от столкновения, Лосев подставил под удар свой "линкольн". За что был награжден охотничьим ружьем.

Спецгараж убрали из Манежа в 54-м, после смерти Сталина. Тогда же майор госбезопасности Лосев ушел в запас. Сын своего времени, он был скуп на слова, избегал оценок и сравнений. Но если речь заходила о Кирове, высказывался кратко, но емко: "Исключительный человек".

***

Досье "КП"

Пулемет на ЗИСе

На складе КГБ в подмосковном Бутове долгое время стоял странный автомобиль. Это был ЗИС-110 с мгновенно выезжающей наверх башней. В ней мог помещаться стрелок и был установлен авиационный пулемет, имеющий круговой сектор обстрела. Это оказалась машина охраны Сталина.

Весь город арестовали

В мае 1972-го президент США Ричард Никсон вместе с женой после официальных переговоров в Москве отправился с однодневным визитом в Ленинград. В течение дня они исколесили весь город. Но вот какая нелепость - по маршруту следования не было видно даже прохожих. Зато видно было, что все примыкающие к трассе улицы надежно перекрыты грузовиками. Это заметили даже американские гости.

Но заместитель начальника 9-го управления КГБ с восхищением приговаривал: "Весь город арестовали!" Пустынные улицы он считал верхом порядка.

Застыть на обочине!

С 1 июля 1980 года в СССР были введены в действие новые "правила дорожного движения". Теперь спецкортежи обязаны были двигаться в сопровождении автомобилей ГАИ, имеющих специальную окраску и снабженных мигалками, из которых не менее одной - красного цвета. Водители встречного транспорта при разъезде с автомобилями спецназначения должны были "остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии у края проезжей части".

Партию обгонять нельзя

Году в 82-м генерал Калугин, замначальника Ленинградского УКГБ, по пути с работы на дачу обогнал на Приморском шоссе "чайку". На следующий день ему позвонил председатель горисполкома Лев Зайков: "Вы выполняли оперативное задание, обогнав мою машину на шоссе? Разве вы не видели, что председатель едет?.."

А еще через день начальник Управления КГБ устроил разгон всему руководящему составу. Под страхом наказания было запрещено обгонять автотранспорт, на котором следуют заведующие отделами, секретари и члены бюро обкома КПСС. Чекисты шли с совещания и смеялись: нельзя подрывать руководящую и направляющую роль партии. Надо следовать только по ее команде и - непременно сзади!..


Андрей ЮДИН ОПЕР ИЗ СПЕЦГАРАЖА. // Комсомольская правда в Петербурге (Санкт-Петербург).- 01.12.2001.- 222.- C.2-к





Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.